Книжная новинка: «Новая старшая школа за рубежом», коллектив авторов
Рассказываем о сборнике кейсов с анализом инновационных практик в школах из США, Германии, Нидерландов, Казахстана и Сингапура.
Изображение: издательство НИУ ВШЭ / Dana Moskvina для Skillbox Media
Полное название: «Новая старшая школа за рубежом: варианты решения».
Издательство: НИУ ВШЭ.
Год выпуска: 2021.
О том, какой должна быть современная школа, ведутся активные дискуссии. Существует тренд на явное разделение возрастных ступеней — например, появляются отдельные начальные и отдельные старшие школы. Также педагоги размышляют о том, как подготовить ребят к гармоничной жизни в постоянно меняющемся мире, где цифровые технологии и огромный объём информации дают человеку широкие возможности, но при этом бросают ему серьёзные вызовы.
Чтобы понять, в каком направлении стоит модернизировать российские школы, сотрудники Института образования НИУ ВШЭ проанализировали зарубежный опыт. В первую очередь исследователи сфокусировались на подготовке старшеклассников и выбрали пять зарубежных старших школ, в которых применяются инновационные практики. Конечно, отбор делали не по случайному принципу. Все школы, заинтересовавшие исследователей, решают определённые проблемы системы образования своей страны, а также очень востребованы родителями и учениками.
По результатам этого исследования появилась коллективная монография под редакцией Анатолия Каспржака, Рустама Байбурина и Натальи Логутовой.
В каждом из пяти кейсов, составляющих книгу, представлена инновационная модель образовательной организации, которая, опираясь на сильные педагогические теории, предлагает варианты решения вполне ясных задач. Первые три модели показывают, как за счёт модернизации образовательного процесса, в рамках существующих в стране требований, можно создать условия для того, чтобы выпускники приобретали компетенции, востребованные современным обществом. Четвёртая и пятая модели описывают опыт подготовки мотивированных к учебной деятельности школьников к тому, чтобы они не только преодолели барьер «школа — вуз», но и стали успешными студентами.
«Новая старшая школа за рубежом», коллектив авторов
Объектами изучения стали Берлинская евангелическая школа (Германия), Лицей Спинозы (Нидерланды), Международная школа «Танглин Траст» (Сингапур), Средняя школа математики, естественных наук и инженерии Городского колледжа Нью-Йорка (США), а также «Назарбаев Интеллектуальные школы» (Казахстан).
Описание каждого кейса построено по одному принципу. Вначале авторы знакомят читателя с устройством и особенностями системы образования конкретной страны. Затем приводят педагогическую концепцию школы: цели и задачи обучения, требования к поступающим, желаемые образовательные результаты. Третья часть кейса посвящена тому, как школа реализует эту концепцию. И в завершение авторы выделяют те обнаруженные элементы и характеристики, которые, по их мнению, могут использовать директора российских старших школ в своей практике.
Кому будет полезно: руководителям в системе школьного образования, а также учителям, которых интересуют инновационные образовательные подходы.