Книжная новинка: «Культура роста», Мэри Мёрфи
Книга о том, как развивать культуру мышления с фокусом на непрерывное развитие — в команде сотрудников, в классе или в аудитории.
 
 
Полное название: «Культура роста. Принципы гибкого сознания для развития компаний».
Оригинальное название: Cultures of Growth: How the New Science of Mindset Can Transform Individuals, Teams, and Organizations.
Издательство: МИФ.
Год выпуска: 2025.
Профессор психологии из Стэнфордского университета Кэрол Дуэк с 1970-х изучала влияние внутренних установок на мышление, поведение и результаты обучения. А в 2006 году опубликовала об этом книгу «Гибкое сознание», которая стала бестселлером и классикой литературы по саморазвитию. В ней Дуэк предложила теорию, гласящую, что каждый человек склоняется к одному из двух типов мышления. Люди с фиксированным мышлением уверены, что их успехи и неудачи определяются врождёнными и неизменными способностями. Они склонны избегать риска и сложных задач, потому что любую ошибку воспринимают как личный провал и удар по самооценке. А люди с мышлением роста считают, что любые способности можно развивать, прилагая усилия. Они не отказываются от сложных вызовов и не боятся пробовать новое, так как ошибки и неудачи для них — это повод научиться чему-то и попробовать снова. Подробнее об этой теории в интервью Skillbox Media рассказала доцент Школы образования Тюменского государственного университета Ася Филатова.
За почти два десятилетия с выхода «Гибкого сознания» теория Кэрол Дуэк широко распространилась на Западе, повлияв на бизнес и образование. И как это часто бывает с психологическими теориями, которые становятся мейнстримными, идеи Дуэк чрезмерно упростились и исказились. Компании стали внедрять системы отбора сотрудников с установкой на рост, а педагоги — навешивать ярлыки на учеников: «Что я могу поделать, у него же фиксированное мышление». То есть, по сути, демонстрировать представления о неизменности каких-то мыслительных способностей.
Об этом пишет профессор психологии и наук о мозге в Университете Индианы Мэри Мёрфи, замечая, что на самом деле мышление не укладывается в дихотомию «или то, или другое», а представляет собой континуум. Человек в целом может склоняться к той или иной стороне.
Однако на то, как он мыслит и действует в конкретной ситуации, воздействуют не только индивидуальные установки, но и контекст — принятые в социальной группе или организации нормы, правила, представления и ценности, то, что окружающие поощряют или порицают, то, чего ожидают от других.
Всё это, по словам Мёрфи, складывается в организационную культуру мышления. В бизнесе она влияет на политику найма и увольнения, стратегии продвижения сотрудников по службе, сотрудничество и инновации, а также, в конечном счёте, на бизнес-результаты. А в образовании — определяет отношение преподавателей и администрации к ученикам, воздействует на образовательный опыт, вовлечённость и успеваемость учащихся.
Мэри Мёрфи посвятила свою профессиональную деятельность исследованию организационных культур и их трансформации на практике. И написала об этом книгу «Культура роста. Принципы гибкого сознания для развития компаний».
Организационное мышление, по словам автора, как и индивидуальное, не статично и может меняться под действием внешних и внутренних факторов. При этом существует два полюса, к которым они могут приближаться:
- Культура гениев свойственна организациям с фиксированным мышлением. Они фокусируются на поиске «звёзд», которые показывают блестящие результаты без видимых усилий, при этом игнорируя или отсеивая всех остальных. Поощряется индивидуальный успех и конкуренция между сотрудниками.
- Культура роста подразумевает, что сотрудники постоянно совершенствуют свои способности, прилагая усилия и проявляя настойчивость, учатся на ошибках и вовремя обращаются за помощью. В таких организациях поощряется кооперация, большое внимание уделяется стратегиям поддержки.
По словам автора, может показаться, что культура гениев более требовательная и нацеленная на высокую эффективность, что важно для успеха как в бизнесе, так и в образовании. А культура роста, напротив, чрезмерно мягкая: каждый получает «звёздочку за старания» независимо от результатов. Однако, как пишет Мёрфи, её исследования это не подтверждают.
Сотрудники в культуре гениев не склонны рисковать, экспериментировать и предлагать инновационные идеи, ведь в случае неудачи пострадает их статус. Возникает нездоровый перфекционизм: «Нужно сделать идеально или не делать совсем». В командах складывается токсичная атмосфера, когда сотрудники перекладывают с себя ответственность за ошибки, крадут чужие идеи, самоутверждаются за счёт других. Это не способствует стабильным результатам и устойчивому развитию.

Культура роста, в свою очередь, предлагает возможности и необходимые ресурсы для развития, при этом от сотрудников ожидается, что они будут к этому стремиться, не останавливаясь на достигнутом. Высокие результаты достигаются за счёт того, что сотрудники мотивированы и инициативны, не избегают ответственности, а решают возникающие проблемы, в том числе сообща.
Ошибки становятся не поводом «найти крайнего», а возможностью разобраться в причинах и выяснить, как исправить недочёт или сделать лучше в следующий раз. То же самое, как пишет Мэри Мёрфи, свойственно и образовательным организациям с культурой роста:
«Было установлено: студенты колледжей не воспринимают занятия преподавателей, поддерживающих культуру мышления роста, как более лёгкие, а самих преподавателей — как менее строгих. Эти занятия описываются как довольно сложные, а иногда просто раздражающие. Преподаватель, который придерживается мышления роста, транслирует студентам, что нужно учиться и расти, прикладывать ещё больше усилий. Таких педагогов не устроит, если хотя бы один из студентов достигнет в обучении плато; они настаивают на необходимости совершенствоваться постоянно, даже если кто-то вполне преуспевает. С позиции студентов, это не всегда приятно. Но в долгосрочной перспективе это, как правило, ценится — потому что позволяет получить больше знаний и добиться серьёзных успехов».
«Культура роста», Мэри Мёрфи
Рассказав о понятии организационного мышления и его типах в первой части книги, во второй автор переходит к тому, как культура гениев и культура роста проявляются в пяти ключевых областях: сотрудничестве, инновациях и креативности, готовности к риску, честности и этичности поведения, а также в равенстве, разнообразии и инклюзивности. В этой же части Мёрфи приводит факторы, влияющие на формирование того или иного типа организационного мышления, рассказывает о том, как организации двигаться к мышлению роста и не сбиваться с пути.
В третьей части автор подробно разбирает ситуационные триггеры — обстоятельства, которые чаще всего побуждают людей проявлять фиксированное мышление или мышление роста:
- оценивание усилий и результатов;
- решение сложных задач;
- критическая обратная связь;
- чужой успех.
Автор объясняет, как использовать каждую из этих ситуаций, чтобы самостоятельно проявлять установку на рост, а также развивать и подкреплять её у своих сотрудников или учеников.
Кому будет полезно: руководителям в бизнесе и образовании, учителям и преподавателям, L&D-специалистам.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее 
                     Все
                                Все
                             Истории
                                        Истории Дизайн
                                    Дизайн Код
                                    Код Геймдев
                                    Геймдев Бизнес
                                    Бизнес Маркетинг
                                    Маркетинг Управление
                                    Управление Кино
                                    Кино Музыка
                                    Музыка Проектная фотография
                                    Проектная фотография Развитие
                                    Развитие Здоровье
                                    Здоровье Деньги
                                    Деньги Образование
                                    Образование EdTech
                                    EdTech Корп. обучение
                                    Корп. обучение Блог Skillbox
                                    Блог Skillbox Глоссарий
                                        Глоссарий Спецпроекты
                                        Спецпроекты Профориентация
                                        Профориентация 
                                     
                                     
                                     
                                     
                                    