Скидка до 60% и курс по ИИ в подарок 3 дня 09 :37 :59 Выбрать курс
Образование
#статьи

Ключевые идеи для реформ ДПО в России

Эксперты обсудили их на Национальном форуме ДПО.

Фото: koldo studio / iStock

Дискуссии о проблемах и задачах дополнительного профессионального образования состоялись на Национальном форуме ДПО «Человек и компетенции нового времени» в НИУ ВШЭ. Участники — в основном представители вузов — обеспокоены высокой конкуренцией на рынке ДПО, видят на нём серьёзные проблемы с качеством обучения. Но того, что государственное регулирование может оказаться жёстким, тоже опасаются.

Что не так с качеством ДПО и какие инструменты позволят его обеспечить

На дискуссии «Профессиональная переподготовка как основной путь достижения квалификации: прошлое, настоящее и будущее» с возмущением обсуждали пример профпереподготовки по виноделию со сроком обучения два месяца и стоимостью 17 тысяч рублей. Очевидно, что реальное обучение по этой профессии может проходить только на сельскохозяйственных и производственных предприятиях и никак не уложится в такие временные рамки. Рынку нужен механизм самоочищения, заключили участники дискуссии: откровенной профанации слишком много, и если с ней не бороться самим, это начнёт делать государство.

На заседании экспертного совета по вопросам ДПО, переподготовки и непрерывного образования при профильном комитете Госдумы (сессия «Государственная политика и стратегические решения в ДПО: дополнительное профессиональное образование в новой модели высшего образования России») ректор Университета 2035 Дмитрий Кайсин тоже отметил: «Мы находимся в ситуации, когда за тремя буквами ДПО скрывается всё подряд, а за их рамками — много образования, которое мы не видим и не регулируем». Популярным направлениям (вроде подготовки операторов БПЛА), по его оценке, сейчас учит кто угодно, а работодатели не могут понять, стоит чего-то сертификат об обучении, с которым приходит соискатель, или нет.

Поэтому программы ДПО, по мнению Дмитрия Кайсина, надо оценивать и классифицировать по новым принципам с учётом их целей. Сейчас удостоверения о повышении квалификации не отражают, прошли их обладатели программу длительностью в пару сотен часов или всего несколько десятков, а главное — осваивали они новые для себя навыки или повторяли базу для поддержания квалификации. А директор центра развития электронных образовательных ресурсов МГУ Денис Янышев предложил вести реестр всех реализуемых программ ДПО с указанием их продолжительности и тех компетенций, которые их участники реально осваивают.

Кроме того, Дмитрий Кайсин предложил учитывать при оценке квалификации навыки, полученные не только на курсах, но и на практическом опыте, в процессе участия в соревнованиях и хакатонов и так далее. Такой пилотный проект уже есть у Минтранса в соответствии с нацпроектом по беспилотным авиационным системам (с 2026 года можно будет пройти экзамен и подтвердить квалификацию без формального обучения) и у Минцифры по IT-компетенциям.

В какой сфере вузы хотели бы сохранить гибкость образовательных программ

При этом никто, судя по выступлениям на форуме, не хотел бы, чтобы ДПО государство регулировало так же, как основные образовательные программы.

Кадр: Вышка.ДПО / VK Видео

На дискуссии о профпереподготовке президент Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО) Сергей Мясоедов подчеркнул, что в сфере ДПО важна гибкость, чтобы регулярно обновлять программы и подстраивать их формат под потребности учащихся. Именно поэтому, по его словам, программы MBA в России всегда старались максимально дистанцировать от магистратуры, чтобы они не подпадали под регулирование по ФГОС. И если от достигнутой гибкости отказаться в пользу контроля над качеством, бизнес, считает Сергей Мясоедов, просто уйдёт учиться в зарубежные школы — да, европейские и американские теперь могут быть недоступны, но сильные школы развиваются также в арабских и азиатских странах.

Поэтому образовательное сообщество отвергло идею объединить формат профпереподготовки с программами специализированного высшего образования. Сейчас, напомним, к профпереподготовке по закону относят длительные программы, на которых можно освоить новую профессию или вид деятельности. А к уровню специализированного высшего образования в новой системе планируют отнести несколько разновидностей магистерских программ, в том числе такие, которые позволят на базе высшего образования получить новую — управленческую или педагогическую — квалификацию. Как отметила в рамках форума ДПО заместитель начальника управления президента РФ по научно-образовательной политике Юлия Линская, нередко разница между программой профпереподготовки и магистратурой не очевидна: оба вида программ реализуют вузы, на оба приходят учиться взрослые профессионалы, оба дают новую квалификацию. Поэтому возникла идея в новой системе вообще устранить «лишний» вид программ. Но вузы и организации ДПО этому воспротивились, и до рассмотрения Госдумой законопроект с предложением, судя по всему, даже не дошёл.

На форуме представили сразу несколько исследований того, как по-разному на самом деле вузы строят программы ДПО и магистратуру, какие различия между ними видят сами учащиеся. Терять рынок профпереподготовки, которую только в 2024 году прошёл почти миллион человек, вузы не готовы.

Какой вид ДПО будет расти

Развитие ДПО в вузах будет направлено, судя по всему, не на унификацию магистратур и программ переподготовки для внешних слушателей, а на форматы дообучения студентов. Поручение президента о том, что студенты вузов должны за время обучения приобретать ещё как минимум одну дополнительную квалификацию, желательно по рабочей профессии, появилось давно, но общепринятой практикой это пока не стало.

На форуме прозвучали несколько предложений. Юлия Линская заявила, что образовательные программы вузов должны изначально включать блоки дополнительных компетенций, часть из которых можно будет освоить только на практике у работодателей. Зашла даже речь о том, чтобы обязать преподавателей разрабатывать такие дополнительные модули.

Кадр: Вышка.ДПО / VK Видео

А проректор по развитию дополнительного образования и директор Института дистанционного образования Томского госуниверситета Михаил Шепель назвал такие варианты, как прямая интеграция программ профессионального обучения в обучение специалистов (с обязательной производственной стажировкой) и «максимальный перезачёт» дисциплин, когда программы ДПО разрабатываются как модульные, и студенты могут изучать их лишь частично, потому что освоенные ранее в основной программе вуза дисциплины не придётся повторять.

Возможность указывать дополнительные квалификации, полученные параллельно с основной программой в вузе, предусмотрят в новом гособразце диплома о высшем образовании. А работать учителями в школах студенты непедагогических вузов могут ещё до получения диплома при условии, что они изучили педагогические дисциплины или модули.


Партнёрский материал

Любые школы и учебные центры могут зарабатывать на 30% больше. Узнайте, как

Реклама. ООО «Мой класс». ИНН: 6670530460. Erid: 2VtzqvsQMhW


Практический курс: «Продюсер онлайн-курсов с нуля до PRO» Узнать о курсе
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована