Образование
#былое

Как в средневековых университетах появились тьюторы и чем они занимались

Многие считают эту профессию новой, но на самом деле ей сотни лет. Рассказываем, как она появилась.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Из этой статьи вы узнаете:


Кто такие тьюторы

Сегодня тьютор — это профессиональный наставник в области образования. Он помогает учащемуся развиваться, раскрыть способности и найти причины неудач, справиться с ними, нащупать и реализовать свои интересы, построить индивидуальный образовательный маршрут. Тьюторы работают и с детьми, и со взрослыми, как в образовательных учреждениях (школах, вузах), так и в форме независимого частного консультантирования.

Сами тьюторы часто сетуют, что их путают то с психологами, то с карьерными консультантами, то вообще с репетиторами — на самом деле они ни те, ни другие, ни третьи. Тьютор — скорее личный коуч в образовательном процессе.

Многим людям понятие «тьютор» в новинку, но на самом деле первые образовательные помощники появились ещё в Средние века. Название происходит от английского слова tutor — оно как существительное означает «наставник, опекун», а как глагол — «наставлять, опекать» и даже «обращаться с кем-то строго». При этом однокоренное существительное tutorial означает учебное пособие или пошаговую инструкцию учащемуся или новичку, объясняющие, как выполнять ту или иную задачу. А ещё это особый тип учебных занятий, которые направлены на развитие у студентов рефлексии и коммуникативных навыков.

Изначально понятие тьюторства воплощало в себе все эти значения одновременно.

Когда и как появились первые тьюторы

Система тьюторства, напоминающая современную, начала формироваться в средневековых английских университетах — Оксфорде и Кембридже.

Эти древнейшие вузы Великобритании появились в XII–XIII веках. Как и все средневековые университеты, они образовывались как объединения людей, желающих вместе учиться и помогать друг другу в бытовых ситуациях. Тогда же стали появляться места, где студенты жили и самостоятельно занимались вне учебных аудиторий. Там же часто жили и преподаватели. Назывались эти места колледжами.

Постепенно эти общежития превратились в центры университетской жизни.

Именно в колледжах появились и первые тьюторы. Как пишут Эдвард и Элейн Гордон в книге «Столетия тьюторства: история альтернативного образования в Америке и Западной Европе», всё началось с того, что старшие студенты коллегий стали помогать младшим. А в 1379 году в Оксфорде был учреждён Винчестерский колледж, где епископ Уильям Уайкхэмский установил систему наставничества.

Уильям Уайкхэмский
Изображение: New College, Oxford / Lawrence OP / Flickr

К тому времени демократическое корпоративное устройство английских университетов значительно пошатнулось. Да и образование стало терять былое значение социального лифта: в условиях укреплявшейся абсолютной королевской власти должности раздавались членам аристократических фамилий.

Поэтому в колледжах стало появляться много выпускников со степенью, но без должности. Другие оставались в alma mater в надежде получить степень повыше. Они по-прежнему считались членами университетского сообщества, и там им, как пишет Гастингс Рэшдалл в книге «Европейские университеты в Средние века», нашлось занятие — надзор за младшими студентами. Так начала складываться система тьюторства в старейших английских университетах. Первые задокументированные сведения о тьюторах относятся к XV веку, но не исключено, что они существовали и раньше.

Чем занимались средневековые тьюторы

Как писал в конце XIX века российский правовед и историк Николай Суворов, первоначально тьюторы должны были следить за тем, как студенты живут и ведут себя: посещают ли они церковь, носят ли специальные одежды, ходят ли на лекции, не гуляют ли по ночам. Тьюторы присутствовали даже на студенческих пирушках.

Надо сказать, что такой надзор за младшими студентами тогда не был чрезмерным. Дело в том, что чаще всего в университеты поступали совсем молодые люди лет 14–15. Оказавшись вдали от дома без надзора семьи, они зачастую забывали о том, что приехали учиться, а не развлекаться. Кроме того, любовь юных студентов к пьяным пирушкам часто заканчивалась конфликтами с горожанами, в том числе с поножовщиной, что вредило репутации университетов.

Например, в 1355 году жители Оксфорда устроили в университете настоящую резню. Погибло около 63 студентов и 30 горожан. Поводом для конфликта стала банальная перепалка в таверне.

Стало ясно, что подобные безобразия надо как-то пресекать, — так появилась традиция, что первые три года обучения студенты должны находиться под надзором тьюторов. Например, тьюторанты (учащиеся) обязаны были еженедельно отчитываться своим тьюторам. Последние получали за этот надзор по пять шиллингов за каждого воспитанника и опекали нескольких сразу.

Но была у тьюторов и другая функция — помогать студентам учиться.

Дело в том, что у английских университетов изначально сложилась своеобразная специфика: они занимались воспитанием, а не только образованием. Считалось, что из стен университета должен выйти джентльмен, разносторонне развитый и классически образованный, способный понимать латынь и обсуждать античную литературу.

Поэтому в английских университетах долго сопротивлялись созданию кафедр, то есть специализации знаний, которая стала распространяться вместе с ростом количества наук о мире и их усложнением. В итоге английские студенты по большому счёту были предоставлены сами себе в формировании собственной программы обучения: только от них зависело, с каким набором знаний они покинут университет и в какой профессии смогут найти себя.

Студент принимает посвящение в магистры
Изображение: Hans Weiditz, 1522 г. / Ashmolean Museum

Чуть ли не до XIX века в Британии сохранялась фактически средневековая система образования. Обучение состояло из лекций, где преподаватель читал вслух книгу какого-нибудь классика и скрупулёзно разбирал поднятые в тексте вопросы. Преподавание велось по так называемым суммам — сборникам комментариев. Часто различные трактовки и мнения авторитетов церкви по каким-то вопросам многократно превосходили объём комментируемой книги.

Каждый преподаватель сам решал, как вести лекции, а студенты могли посещать занятия любого профессора по своему выбору. Главное — требовалось сдать экзамены. А вот это как раз было очень непросто. Как юноше разобраться в том, к какому преподавателю ходить, каких трактовок придерживаться и к каким авторитетам прислушиваться, чтобы подготовиться к экзамену как следует?

В этом и стали помогать тьюторы. Они выступали кем-то вроде посредников между свободными студентами и профессорами.

Как развивалось тьюторство дальше

В XVI–XVII веках тьютор становился всё более важной фигурой в образовательном процессе. Наставники советовали, какие лекции посещать, как распределить учебное время, контролировали подготовку. В итоге тьютор помогал студентам построить индивидуальный путь к сдаче экзамена — как правило, при этом передавая свой опыт.

При этом сами тьюторы нередко тоже продолжали учиться, осваивая следующую ступень образования. Естественно, между ними и их тьюторантами часто складывались доверительные отношения, тьюторов воспринимали уже скорее как старших и более мудрых друзей, чем надсмотрщиков.

Есть даже версия, будто именно развитие тьюторства поспособствовало тому, что в XV–XVI веках интерес студентов от права, медицины и теологии стал смещаться к гуманитарным исследованиям.

Постепенно тьюторам стали доверять занятия по подготовке студентов к экзаменам. А в XVII веке тьюторство официально признали частью английской университетской системы.

К середине XIX века тьюторство окончательно сложилось в такие формы занятий, как туториалы, и они даже стали главным методом обучения, более важным, чем лекции и семинары. Суть в том, что студент посещает индивидуальные занятия, на которых тьютор, задавая вопросы, пытается научить подопечного думать самостоятельно.

Значительную роль в создании туториалов (англ. tutorial) сыграл профессор Бенджамин Джоуитт. Он ссылался на опыт Сократа, побуждавшего своих последователей учиться и думать самостоятельно. В 1882 году Джоуитт стал вице‑канцлером Оксфорда и развил этот метод как основополагающий для всего университета.

Чем занимаются тьюторы сегодня

В шестидесятые годы в Великобритании стало открываться много новых университетов. Тогда тьюторский метод стали называть неэффективным и непригодным к новым реалиям из-за его элитарности. Однако в Оксфорде и Кембридже тьюторство ревностно защищали, и там оно сохранилось до сих пор.

Хотя университеты экспериментируют с форматами, суть тьюторских занятий по большей части остаётся неизменной. Группы от одного до трёх человек еженедельно уделяют один-два часа встречам со своими наставниками. Это либо просто специалисты в какой-то теме, либо члены сообществ колледжей (college fellows) — соискатели и обладатели степени PhD, то есть аспиранты и кандидаты наук в переносе на наши реалии. Ещё это могут быть младшие научные сотрудники или представители других колледжей. По ходу учёбы студенты работают с разными тьюторами.

В Оксфорде такие занятия называют tutorials (туториалы), а в Кембридже — supervisions (супервизии).

К туториалам и супервизиям нужно готовиться: прочитать определённые материалы, написать эссе или разобрать какую-нибудь проблему. Они не оцениваются, поэтому могут использоваться для тестирования идей, изучения собственных интересов. На занятиях с наставниками студенты могут глубже изучить предмет, обсудить свою работу и предположения, получают регулярную обратную связь.

Тьюторы и супервизоры уважают мнение своих подопечных. Обсуждают с ними работу, а не просто говорят, что правильно, а что — нет. Выясняют, что думают сами ученики, а не просят пересказать учебник. Могут предложить новую тему для изучения. Дают задания к следующему занятию, над которыми студент работает самостоятельно.

Фото: Infinite_Eye / Shutterstock

Цель таких встреч — развивать мышление, умение выражать и отстаивать свою точку зрения, выслушивать мнение других, принимать справедливую критику. То есть всё то, что невозможно получить во время лекций.

Тьюторство в Оксфорде и Кембридже и сегодня считается основным методом обучения. Более того, сами университеты считают систему наставничества одним из главных своих преимуществ. Так, тьюторство даже называют «жемчужиной в короне» британского образования. Некоторые вузы Соединённого Королевства и других западных стран переняли эту практику.

Однако наряду с пониманием тьюторства как формата учебных занятий во многих странах стало развиваться тьюторство как особый вид поддержки учащихся в процессе учёбы. Это уже не предметное, а междисциплинарное наставничество, которое помогает школьникам и студентам разобраться с причинами сложностей в обучении и выбрать индивидуальные образовательные траектории там, где учебная программа предоставляет такую возможность. Skillbox Media рассказывал, как работают тьюторы в школах и вузах.

Основные источники:

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована