Скидка до 60% и курс по ИИ в подарок 3 дня 09 :37 :59 Выбрать курс
Образование
#статьи

Как учителю связать учебный материал с поп-культурой и сделать учеников героями заданий

Отрывок из книги Алихана Динаева «Я не волшебник, я только учу».

Кадр: фильм «Школа рока» / New Century / Paramount Pictures

Полное название: «Я не волшебник, я только учу. Педагогам о мотивации, дисциплине и любви к профессии».

Издательство: «Альпина.Дети».

Год выпуска: 2025.

Изображение: Алихан Динаев. «Я не волшебник, я только учу. Педагогам о мотивации, дисциплине и любви к профессии». «Альпина.Дети», 2025

Мы уже рассказывали о книге «Учителя года — 2018» Алихана Динаева, которая в этом году вышла в издательстве «Альпина.Дети». Автор собрал в ней десятки проверенных приёмов и честных практических советов по работе с учениками, взаимодействию с родителями школьников и коллегами, построению педагогической карьеры, которые помогут молодым учителям и, возможно, вдохновят опытных педагогов попробовать что-то новое.

А сейчас с разрешения издательства публикуем главы 6 и 7 из книги Алихана — о том, зачем и как на уроках соединять учебный материал с актуальными трендами, близкими ученикам, и «упаковывать» типичные задания из учебников в увлекательную форму.

Связываем классику и современную массовую культуру

На конкурсе «Учитель года России — 2019» его будущий победитель Лариса Арачашвили сразила всех (особенно детей), показав удивительную связь между кубофутуристами Серебряного века и современными русскими рэперами, которые, оказывается, постоянно делают «ссылки» на творчество классиков отечественной литературы.

В прежние годы я с гордостью рассказывал всем о том, что нахожусь на одной волне со школьниками. Мы слушали одну и ту же музыку, смотрели одни и те же сериалы и фильмы, смеялись над одинаковыми мемами и пользовались общими соцсетями. Всё изменилось, когда появился… MiyaGi.

Идёт обычный урок, я прошу учеников описать пример массовой культуры. Вскоре одна из учениц поднимает руку. Беру её тетрадь, читаю: «На концерте MiyaGi…».

— На концерте кого? — недоумеваю я.

— MiyaGi!

— Это вообще кто?

— Рэпер?

— Российский или зарубежный?

— Российский.

Как продвинутый учитель, я тут же достал телефон, открыл «Яндекс Музыку», ввёл в поисковую строку это странное слово (имя?), включил первую попавшуюся песню на полную громкость и испытал культурный шок. Я не мог различить большинства слов, гадая, на русском поёт исполнитель или на другом, неведомом языке. Секунд через 20 я выключил, хотя хотел сделать это примерно 16 секундами ранее. В тот день одна мысль не давала мне покоя: «Кажется, мы уже не на одной волне». Десятиклассники, в отличие от учителя, никогда не стареют. По мере увеличения разницы в возрасте оставаться на одной волне оказалось сложно. Почему?

Во-первых, волн слишком много, нет какой-то одной. Массовая культура разнообразна, и интересы детей отличаются друг от друга. Речь даже не о субкультурах, хотя и их достаточно. Поклонники k-pop-музыки необязательно читают мангу и смотрят аниме, игроки в Counter-Strike могут высмеивать любителей Minecraft, и далеко не все школьники смотрят Влада А4 и MrBeast. Вкусы отличаются так сильно, что разбираться во всех актуальных блогерах, влогерах, стримерах, музыкантах, во всех новых мемах и сленговых словечках практических невозможно.

Кадр: фильм «Учитель английского» / Artina Films / Mirabelle Pictures / Procinvest Sas

Во-вторых, одни волны сменяются другими. Про сериал «Король и шут» сейчас уже почти никто не вспоминает, а какая шумиха была, когда он только появился! Открыв окно у себя в кабинете в Грозном, я услышал, как пятиклассник кричит на улице друзьям: «Вы — пацаны или чушпаны?» Но это было в начале 2024 года. Сейчас уже такое не кричат. Сериалы, музыканты, стендаперы, даже целые соцсети, популярные актёры и актрисы, фильмы, песни — все эти элементы массовой культуры меняются чрезвычайно быстро. За трендами не угнаться. Можете считать меня ретроградом, но TikTok я так и не завёл, а в Likee даже никогда не заходил.

Мы все прекрасно понимаем и по личному опыту (как ученическому, так и учительскому) знаем: с молодыми преподавателями детям легче и интереснее, чем с педагогами с большим стажем. И причина, как правило, именно в этом «волновом» единстве. Однако рано или поздно другие волны всё равно унесут детей далеко от вас. Скорее всего, вы не будете жалеть об этом, понимая, что слушать Adele и Кипелова вам гораздо приятнее, чем MiyaGi. Не говоря уже об Эндшпиле.

Нам постоянно говорят, что учителям нельзя отставать от детей, надо чуть ли не запрыгивать на подножку уходящего поезда. А я думаю, наоборот, иногда стоит дёрнуть стоп-кран этого поезда и обратить взор детей назад. Показать им, что в прошлом родилась великая национальная и мировая культура.

Впрочем, высокопарные слова о величии Толстого вряд ли заставят учеников осилить четыре тома «Войны и мира». А вот демонстрация различных связей между классикой и современностью — это то, что они обязательно оценят. Как это сделать педагогически грамотно?

1. Приводите актуальные примеры.

Обсуждаете врождённые и приобретённые свойства человека? Покажите фотографию Билли Айлиш, обратите внимание детей на её разноцветные волосы. После криков восторга, вызванных внезапным появлением кумира на уроке, дети начнут рассуждать о том, к какой группе свойств отнести цвет волос.

2. Предложите детям завести страницы в соцсетях от имени Печорина, Ромео и Джульетты, русских царей или полководцев, художников или писателей.

Разумеется, выполняя это задание, надо учитывать характер, темперамент, биографию героя. Если бы Владимир Высоцкий завел TikTok, я бы наконец там зарегистрировался.

3. Сравнивайте.

Предлагайте детям сравнить «Девушку с жемчужной серёжкой» с граффити Бэнкси, супергероев Marvel — с олимпийскими богами или Гераклом. Почему бы не предложить ученикам на первый взгляд странное, но очень интересное задание вроде: «Сравните Дамблдора и Льва Толстого, образы Гарри Поттера и Андрея Болконского».

4. Смотрите вместе и обсуждайте экранизации романов или историй известных деятелей.

Как вам новый сериал «Преступление и наказание»? А фильм «Онегин» 2024 года? Сравните описания Наполеона с его многочисленными киновоплощениями — например, с образом из одноимённого фильма, где роль полководца играет «Джокер» Хоакин Феникс.

Кадр: фильм «Наполеон» / Apple Studios / The Moving Picture Company / Scott Free Productions

5. Послушайте, как поэты читали собственные произведения.

А затем найдите современное исполнение, поищите песни на их стихи. Много потеряете, если не послушаете трибьют-альбом, посвящённый Анне Ахматовой, «Я — голос ваш», в котором есть (на мой вкус) и потрясающие, и откровенно неудачные треки.

6. Объясняйте актуальные темы на примере классических романов.

Правила обращения с ценными бумагами и поведение инвесторов великолепно иллюстрирует Эмиль Золя в своём романе «Деньги». Законы инфляции легко объяснять на примере «Чёрного обелиска» Эриха Марии Ремарка.

7. Предложите детям создать мемы по мотивам пройденных тем.

Не только по истории, обществознанию и литературе, где они явно напрашиваются. Как насчёт мемов по квадратным уравнениям, алканам с алкенами или языкам программирования? В таких мемах может и даже должна присутствовать образовательная составляющая. Потратьте пять минут урока на то, чтобы одни дети продемонстрировали свои работы, а остальные ученики объяснили мем с точки зрения биологии или английского языка.

8. Превратите звёзд в персонажей из учебных заданий.

Надо что-то посчитать? Прекратите использовать абстрактных граждан Х из учебников. Пусть у вас из пункта А на электромобиле Tesla выезжает Илон Маск, а навстречу ему — Оливия Родриго на гироскутере. Где и когда они встретятся? Пусть героями задач по математике или физике будут кумиры детей, пусть Овечкин считает, на сколько он уже оторвался от рекорда Гретцки. Не считайте всё время купленные в магазине яблоки, иногда интереснее посчитать биткоины, очки опыта (XP) в компьютерной игре или голы Салаха и Холанда.

9. Дайте детям уникальную возможность побеседовать с историческими деятелями, писателями, персонажами с помощью нейросети Сharacter.ai.

Изучая радиоактивность, переписывайтесь с Марией Кюри. А работая над законами Ньютона, дети могут спросить у него и о том яблоке с дерева, и про то, как он успел сделать столько великих открытий в столь молодом возрасте. Разбирая тему образования и науки в Древней Греции, вы можете открыть чат с Платоном или Сократом. При сравнении экономических теорий на ваши вопросы готовы ответить Карл Маркс и Джон Мейнард Кейнс. Побеседовать о литературе готовы Уильям Шекспир и Марк Твен. Попробуйте! Создатели настроили каждую нейросеть так, чтобы она по содержанию и стилю своей речи была максимально близка к «оригиналу».

10. Предлагайте творческие домашние задания.

Как насчёт коротких видео в стиле «Объясняю законы термодинамики за 45 секунд» или «Почему стоит прочитать „Горе от ума“»? Пробуждайте интерес к классике с помощью современных форматов и технологий.

11. Устройте пресс-конференцию с Эйнштейном, цесаревичем Алексеем Николаевичем, Александром Блоком или Леонардо да Винчи.

Облачитесь в эти образы, разыграйте действие по ролям, запишите всё на видео. Или вот такая идея: она немного абсурдная, но я бы с удовольствием посмотрел, как Пушкин (в исполнении одного или нескольких учеников) берёт интервью у Эминема или Нурлана Сабурова. Какие вопросы задал бы им поэт? А почему только им? Какие бы вопросы задал Чехов вашим ученикам? Не бойтесь экспериментировать и, может быть, даже записать подкаст.

Кадр: фильм «Пророк. История Александра Пушкина» / Централ Партнершип / Кинослово / Студия Тритэ

12. Добавьте в команду особенного участника.

Если дети решают какие-то проблемы, работают над мини-проектом, предложите им включить в свою команду Фёдора Достоевского или Ивана Грозного, Дональда Трампа или известного блогера. Как бы они разобрались с ситуацией, какие идеи предложили бы?

Можете потренироваться, выполнив следующее задание. Придумайте, как связать темы из школьных курсов с явлениями и процессами современного мира. Например, дать детям домашнее задание: создать в VK сообщество, посвящённое произведению «Герой нашего времени». С помощью этой таблицы придумайте новые идеи:

1. Безработица А) Мобильная игра
2. Великие реформы Александра Второго Б) Турецкие сериалы
3. Производные и дифференцированные В) Корейская музыка
4. Первая медицинская помощь при кровотечениях Г) Фильм ужасов (хоррор)
5. Законы Менделя (законы генетики) Д) Стендаперы
6. Специальная теория относительности Е) Бьюти-блогеры
7. Периодический закон Ж) Фастфуд
8. «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова З) Паблики (сообщества) в VK
9. Тундра и тайга И) Аниме или манга
10. Таблица умножения на 6 К) Нейросети

Сделайте учеников героями ваших заданий

Представьте, что вы стали невидимкой и, несмотря на миллион более интересных вариантов использования этой суперспособности, решили зайти в несколько классов на уроки. Как вы поймёте, что перед вами сильный и квалифицированный педагог, на каких критериях будет основан ваш вывод? Есть идеи?

Качество системы образования напрямую зависит от уровня подготовки учителей. А вот в чём проявляется профессионализм учителя? Тема эта бесконечная, на пару десятков диссертаций, не меньше. Но если бы я оказался невидимкой на уроке, то в первую очередь обратил бы внимание на задания, которые учитель даёт детям. Если на уроке истории ученики отвечают только на вопросы про даты правления царей и годы крупнейших войн, то это очевидно плохой урок. Если занятие по химии учитель проводит в стиле: «Назовите формулу аммиака, углекислого газа и соляной кислоты», то детям явно хочется сбежать из класса в более интересные места.

Качество учебных заданий, их форма и содержание — вот один из самых точных показателей профессионализма учителя.

Фундамент нашей школы — знания, точнее факты, и мы в изобилии пичкаем ими детей. Они должны их как следует выучить, иначе… Иначе не сдадут ОГЭ с ЕГЭ. Ну, или потом нашего ученика остановит на Патриках блогер с камерой, спросит, какой страны не существует — Латвии или Литвы, а тот назовёт Литву, и всем нам будет очень стыдно. Но даже репродуктивные задания, где от детей требуется лишь запоминание и воспроизведение информации, можно сделать интересными и весёлыми.

Кадр: фильм «Школа рока» / New Century / Paramount Pictures

Как сделать скучные (но нужные) задания мотивирующими?

1. Избавьтесь от абстрактных персонажей из школьных учебников.

Все эти «гражданин Z» или «гражданка Х», как и условные Зоя и Марфа из очередного задания, не вызывают у детей никаких эмоций. Разве что раздражение и мысли о том, что у авторов учебников есть некоторые проблемы с воображением.

2. Вместо абстрактных персонажей «задействуем» в задании реальных учеников.

Для примера возьмём обычное ЕГЭ-шное задание и начнём постепенно наряжать его, как новогоднюю ёлку.

  • Было: «Гражданин Z открыл фирму по производству пластиковых окон. Что из перечисленного можно отнести к переменным затратам его фирмы?»
  • Стало: «17-летняя Лиза открыла кондитерскую „Мечтательница“. Что из перечисленного можно отнести к переменным затратам её фирмы?»

Как видите, суть задания не изменилась, но зато как приятно будет ученице Лизе прочитать про себя.

3. Добавьте личные детали, сделайте комплименты в адрес своих учеников.

«17-летняя Лиза всегда мечтала заняться бизнесом. Она умная и активная девушка, которая смогла открыть собственное дело — кондитерскую „Мечтательница“. Давайте поможем Лизе вспомнить, какие издержки относятся к переменным».

И снова суть вопроса не меняется, это обычное задание по экономике, но Лиза видит, что вы про неё помните, прислушиваетесь к её словам и при всех высоко оцениваете её способности. Разумеется, такой вариант задачи вызовет у неё огромный интерес и желание найти верный ответ. Другие ученики тоже захотят стать героями заданий — а почему бы и нет?!

4. Учитывайте местный колорит, локальные особенности: добавляйте в задания названия местных улиц и проспектов, известных кафе, ресторанов, ТРЦ, достопримечательностей.

В школьных учебниках не учитывают местные особенности, потому что это довольно сложно, но в результате складываются забавные ситуации. Однажды мой сын-первоклассник, изучая азбуку, спросил: «Папа, что такое Женя и Жора?» Он просто никогда не встречал ребят с такими именами, ведь мы живём в Грозном.

Давайте ещё немного поработаем с заданием про Лизу, но уже с ответами к нему. Итак, какие издержки относятся к переменным?

  • Аренда помещений (аренда в «Грозный-молл» — дорогое удовольствие!).
  • Проценты по кредиту («Т-Банк» даёт кредиты под жуткие 25% годовых).
  • Оклад работников (к сожалению, бухгалтер Милана отказывается работать бесплатно).
  • Покупка сахара, муки, клубники (какой бенто-торт вы больше всего любите?).
  • Затраты на коробки для тортов (оригинальные стикеры на каждой коробке — «фишка» Лизы).
  • Расходы на доставку («Яндекс Go» всё дорожает и дорожает!).

Таким образом вы получаете задание, которое интересно читать и выполнять, которое улучшает настроение, поднимает самооценку ваших учеников и показывает, что вы их искренне любите и цените. Разве это не прекрасно?!

Кадр: фильм «Учитель английского» / Artina Films / Mirabelle Pictures / Mirabelle Pictures Productions

Да, эта работа требует дополнительного времени, которого у нас, откровенно говоря, нет. Но я воспринимаю такие задания как педагогическую инвестицию: я вкладываю полчаса-час в составление контрольной или проверочной работы, а взамен экономлю время за счёт того, что атмосфера в классе стала более здоровой, а мотивация к учёбе у детей выросла.

5. Опирайтесь на социокультурный опыт детей.

Вот ещё одно классическое задание из ЕГЭ по обществознанию: «Один из телевизионных каналов снял многосерийный фильм о жизни нескольких поколений одной семьи. Что из перечисленного позволяет отнести этот сериал к произведениям массовой культуры?»

Интересен ли детям такой вопрос? Нет. Возникает ли у них желание учить обществознание, выполняя такие упражнения? Увы! Мотивирует ли изучать предмет? Ни секунды.

Но достаточно творчески переделать это задание, как картина станет совершенно иной. Сравните: «Netflix выпустил третий сезон сериала „Игра в кальмара“ (рейтинг на „Кинопоиске“ 7,6 из 10, кстати) про любителей необычных игр. Что из перечисленного позволяет отнести этот сериал к произведениям массовой культуры?»

Дети воспринимают эту задачу совсем не так, как первую. Им становится интересно. Вопрос вызывает улыбку и радость на их лицах, они испытывают сильные эмоции, вспоминая сериал (особенно если вы использовали презентацию, куда добавили несколько картинок из «Игры в кальмара»), и хотят обсудить задание между собой. Это моментально улучшает обстановку в классе, а дети чувствуют, что учитель с ними «на одной волне». К тому же им будет гораздо легче понять суть массовой культуры, соотнеся её признаки с известным сериалом.

Кто-то назовёт всё это развлечением на уроке. Но почему развлекаться, выполняя серьёзное дело, — плохо? В современном образовании есть целое направление — эдьютейнмент (обучение с развлечением), с лучшими образцами которого вы можете познакомиться в книге педагога Дэйва Бёрджеса «Обучение как приключение».

По сути, мы ничего не изменили в заданиях, сам вопрос (про признаки массовой культуры, например) остался тем же — как и варианты ответа. Поменялась лишь форма, «обложка», которая теперь выглядит гораздо приятнее. А ведь даже мы, взрослые, часто судим о книге по обложке. Нередко одно и то же произведение (например, «Унесённые ветром») в обычном оформлении читать совершенно не хочется, но если в книге использован красивый и современный дизайн, то сложно удержаться от чтения. Да что там книги, мы даже людей встречаем по одёжке, так почему бы не сделать красивую «обёртку» для наших заданий?

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!



Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать подробнее

Партнёрский материал

Любые школы и учебные центры могут зарабатывать на 30% больше. Узнайте, как

Реклама. ООО «Мой класс». ИНН: 6670530460. Erid: 2VtzqvsQMhW


Курс с трудоустройством: «Профессия Методист с нуля до PRO» Узнать о курсе
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована