Как создавать курсы в формате лонгридов
Этот формат не так прост, как кажется на первый взгляд.
Иллюстрация: Annie Spratt / Matt Ridley / Unsplash / Gerd Altmann / Pixabay / Racool_studio / Freepik / Дима Руденок для Skillbox Media
Интерактивные лонгриды как формат курса начинают набирать популярность в образовании: в них удобно «упаковывать» теорию, да и аудитории нравится. Однако создают их зачастую по наитию, не до конца понимая, как органично построить отдельный урок или весь курс.
Разберёмся:
- что такое лонгрид и в чём его преимущества;
- почему лонгрид подходит не для всякого курса и как понять, что он точно подойдёт;
- о каких принципах курсов-лонгридов надо знать, как строятся уроки в таком формате;
- кто пишет текст и какими фишками дополнить лонгрид методисту.
Что такое лонгрид и зачем он нужен в образовании
В традиционном понимании лонгрид — это объёмная статья (обычно не меньше 15 тысяч знаков) с мультимедийными или интерактивными элементами. Такой формат изначально появился в сфере журналистики, а затем получил распространение и в сфере обучения.
Всё дело в его преимуществах:
- он обеспечивает глубокое погружение в тему;
- создаёт определённую атмосферу для читателя;
- в отличие от других форматов, даёт учащемуся знакомый, комфортный опыт работы с текстом.
При этом лонгрид эффективен и как дополнение к видеолекциям, и как самостоятельный формат для курса. Однако к решению использовать его в качестве самостоятельного формата нужно подходить осознанно.
Как понять, что лонгрид — подходящий формат для курса
Лонгрид как формат всего курса подходит не для всякой образовательной задачи. Конечно, в качестве отдельного и необязательного элемента курса он в любом случае подойдёт — кому интересно, тот прочтёт. А вот строить на нём весь курс можно, только если вы уверены, что аудитории это точно «зайдёт».
Задайте себе несколько вопросов, чтобы убедиться в правильности выбора.
- Был ли у студентов опыт такого обучения?
Им придётся вчитываться, вдумываться, анализировать, а главное — суметь перенести рекомендации в реальную жизнь. Тем, кто категорически не любит читать или никогда с таким форматом обучения не сталкивался, будет трудновато. Учтите: навыками смыслового (то есть глубокого вдумчивого) чтения обладают на самом деле немногие.
- Достаточно ли у вашей целевой аудитории времени на глубокое погружение в занятие?
Лонгрид не включишь фоном, как лекцию, студентам нужно будет выделить время на работу с ним, сконцентрироваться. Это подойдёт самостоятельным, самоорганизованным и мотивированным учиться людям. Но и те, кто хочет пробежать по верхам, смогут это сделать, просканировав текст или изучив только нужные части лонгрида.
- Как студенты будут использовать курс?
Лонгриды хороши, например, в качестве базы знаний, к которой люди время от времени возвращаются, чтобы что-то вспомнить. Такой курс для них превращается в грамотно структурированную настольную книгу-инструкцию или справочник, где можно быстро отыскать нужное.
- Чем формат будет полезен студентам?
Курс-лонгрид может решать разные задачи. Например, аудитория «МИФ» — люди, которые увлечены саморазвитием, часто уже более-менее знакомы с изучаемой темой и знают, чего хотят. Для них преимущество лонгридов — в адаптивности (бери нужную именно тебе тему, а остальное можешь пропустить) и большом количестве теоретического материала (в текст его можно вместить, как правило, больше, чем было бы в видеокурсе, потому что читаем мы быстрее, чем просматриваем видео даже в ускоренном режиме).
Если запрос целевой аудитории и ресурсы на разработку лонгридов есть, запустите тестовый продукт — один урок, мини-курс. Главное — собрать обратную связь и ещё раз убедиться, что формат сработает.
Предположим, лонгрид действительно подходящий формат для вашего курса. Тогда важно посчитать бюджет и оценить свои возможности. То, что курсы-лонгриды дёшевы в производстве, — заблуждение. Точнее, это верно лишь для случая, если вы понимаете под лонгридом просто длинный текст с парой картинок. А вот создание действительно качественного лонгрида потребует расходов.
Чтобы получился качественный продукт в едином стиле, с красивым оформлением и интересными интерактивами, требуется большая команда. Например, в команду «МИФ» входят методист, предметный эксперт, копирайтер, редактор, корректор, дизайнер и иллюстратор, верстальщик, а ещё проджект-менеджер, координирующий весь процесс.
Конечно, некоторые функции, как водится, может совместить один человек, поэтому и команда может быть меньше. Но всё равно рассчитывать на то, что хороший курс можно сделать в одиночку, не стоит.
Как создают курс в формате лонгридов
Как именно будут выглядеть ваши тексты, какие вы включите в них элементы, зависит от темы и целей учебной программы, желаемого пользовательского опыта и прочих условий. Однако важно помнить об основных принципах курса в целом.
Одно из главных правил успешного курса — единый шаблон для всех уроков. Он задаёт понятный студенту ритм: на первом уроке человек знакомится с форматом и структурой, а на втором и далее чётко понимает, что его ждёт. Конечно, элементы могут меняться, но их основная канва останется.
Структура урока-лонгрида
Универсальная и проверенная временем структура урока в курсе-лонгриде выглядит так:
- Обложка. Она включает название урока, тему, имя эксперта, который участвовал в его создании. Иногда стоит также добавить к этому небольшой анонс статьи.
- Будущие результаты. Объясняем студенту, что он получит в результате занятия, чтобы дополнительно мотивировать его (о чём он узнает из этого занятия и чем ему это будет полезно).
- Анонс урока. Фактически это содержание текста урока с гиперссылками — студент может выбрать, пройти ли ему всё занятие или сразу перейти к самому интересному. В некоторых курсах сразу в содержании мы также обозначаем, сколько времени уйдёт на изучение урока или отдельной его части, чтобы человек мог спланировать своё время (точно так же, как в СМИ и блогах иногда перед статьями пишут, сколько времени уйдёт на чтение).
- Основное содержание. Важно, чтобы элементы оформления текста не были случайными, «просто потому, что это красиво смотрится». Нужно заранее продумать ключевые рубрики, выделение важных мыслей и цитат (но действительно наиболее важных по смыслу, а не произвольно выбранных), а также списков. Всё это должно служить более удобному восприятию информации читателем, но не перегружать его внимание лишними визуальными деталями.
- Итоги. В зависимости от задач курса это могут быть, например, кратко сформулированные основные выводы урока, вопросы для учащегося или предложение выполнить какое-то задание.
При подготовке урока стоит учитывать объём текста и время на чтение. Конечно, всё зависит от конкретной темы или особенностей курса, но можно ориентироваться на средние значения: рассчитывайте на 15–20 минут чтения, по 5–6 минут на каждый блок урока. Объём такого текста составит 15–20 тысяч знаков.
Кто пишет текст
Обычно основу для лонгрида пишет предметный эксперт. Конечно, бывают случаи, когда приходится «вытаскивать» информацию из эксперта, а текст писать самостоятельно с его слов. Но если вам повезло и эксперт пишущий, то залог успеха в работе над уроком или курсом в целом — грамотное и чёткое техзадание для него.
Обычно техзадание включает полную структуру текста, обоснование каждого элемента (почему здесь будет кейс, а в другом месте теория), описания и примерные тезисы, которые предварительно обсудили. То есть фактически это готовый шаблон, который эксперту остаётся только заполнить. С таким заданием ему будет комфортно работать, а вам останется лишь хорошо «причесать» материал вместе с редактором и добавить интерактивные элементы.
Что включить в лонгрид помимо текста
Лонгрид предполагает не только текст, но и иллюстрации. Не просто для красоты, а с пользой. Они помогают:
- Представить полезный материал в более понятной и запоминающейся форме, чем просто текстовое описание: использовать инфографику, таблицы, визуальные примеры.
- Дать учащемуся передышку в процессе занятия. Например, мы в свои курсы часто добавляем мемы, чтобы человек немножко выдохнул и расслабился.
Используйте интерактивы — тесты, упражнения, кейсы, короткие аудио- и видеовставки. Словом, всё, что позволяет создать не просто главу учебника, а реальный учебный опыт. В создании интерактивов могут помочь два сервиса: LearningApps (на русском языке) и WordWall (на английском языке).
Три лайфхака для создания лонгридов
Помимо основных элементов, есть масса необязательных, но интересных подходов, которые стоит использовать в лонгридах:
- Мы обычно начинаем текст с цепляющей истории, чтобы заинтересовать читателя и постепенно погрузить его в тему. Здесь хорошо работает отражение личного опыта читателя, чтобы он подумал: «О, у меня ведь точно так же происходит!», — тогда появится дополнительная мотивация дочитать до конца.
- Ещё один любимый приём — вопросы на рефлексию, причём в курсах «МИФ» мы часто ставим их не только в конец текста, а даём несколько раз по ходу занятия. Они помогают человеку сразу проанализировать и зафиксировать только что прочитанную часть теории, полученные инсайты и выводы.
- Для особо увлечённых учащихся стоить дать побольше дополнительного контента — ссылок на исследования в тему курса, исторических справок, список литературы и так далее. Например, в «МИФ» мы «прячем» такие материалы, то есть даём в виде гиперссылок туда, где они размещены, скрываем под катом. А ещё в «подвале» лонгрида (то есть в самом конце) ставим список источников и информации для тех, кто любит «покопаться» в теме.