Как проверить обучающий курс на содержательность: 1% должно быть достаточно
Эксперт в области e-learning Елена Тихомирова поделилась идеями о том, как принципы стартаперов и продажников могут помочь в проектировании курса.
пресс-служба патриарха московского и всея руси
Елена Тихомирова
- эксперт в области e-learning, дипломированный специалист по проектированию обучения (20 лет непрерывного стажа в электронном обучении);
- автор книги «Живое обучение», а также Telegram-канала с аналогичным названием и популярного блога про e-learning;
- генеральный директор eLearning center;
- спикер более 500 конференций;
- эксперт по методическому консультированию, проектированию учебных программ и траекторий, разработке электронных курсов, а также построению систем электронного обучения в компаниях.
Если вы не можете уложить описание своего бизнеса в Elevator Pitch —
30-секундную устную презентацию, то, скорее всего, вам нужно ещё поработать над смыслом. Смысл должен передаваться очень быстро и ёмко. Всё остальное — детали и подробности, но они идут уже потом, потому что раскрывают основную идею и дополняют её.
Если мы не можем описать смысл курса или тренинга за те же 30 секунд, то, скорее всего, у нас тоже трудности. Есть интересная схема проверки любого материала на смысл и отсутствие лишнего. Нужно взять и выделить 1% этого материала, который раскрывает всё остальное. То есть если изложить этот 1% курса — станет ясна его суть, и всё будет на самом деле уже понятно. А всё остальное (остальные 99% содержания) будет раскрывать этот 1%, дополнять и развивать его.
Идея про 1% пришла от Дэниела Пинка, он ей учит тех, кто занимается продажами. Чтобы быть убедительными, нужно точно сформулировать самую суть своего предложения. Это и есть 1%.
Нам же, создателям обучающих курсов, нужно, чтобы слушатель унёс этот 1%. Если это случилось, то обучение состоялось. Отталкиваясь от этого небольшого знания, можно дальше искать, развиваться, пробовать. Нужно, чтобы слушатели курса ушли с этим самым важным одним процентом. Не с любым, а с тем, который раскрывает весь смысл и всю суть.
Это хороший способ проверки знаний после обучения — взяли слушатели или нет этот 1%? Могут ли его пересказать? Кстати, в последнее время думаю, что мы зря так мало используем пересказ или короткий рассказ о том, что изучено, в качестве способа проверки знаний. Это же отличный инструмент, когда спустя, скажем, 30 дней мы слушателю предлагаем составить одноминутную речь о курсе, который он изучил: рассказать вживую или записать её на видео, написать короткое письмо коллеге с пересказом основных мыслей.
Как его найти, этот самый 1%? Тут нужны старые проверенные методы педагогического дизайна. Нам надо поставить функциональную цель обучения. Что именно слушатель будет делать в итоге? Какое поведение мы хотим наблюдать в результате обучения? В формулировке этой цели и будет тот самый 1%. Особенно если она правильно поставлена и в ней есть и действие, и параметры качества, и условия выполнения. С такой целью человек как минимум понимает, что именно он должен делать. А это уже полдороги. Добавив немного деталей о том, почему именно так важно учиться этому и на что обращать внимание, мы получаем самую суть курса. И проверяем сами себя: если человек это знает, он сможет дальше развиваться? Если да — у него есть зацепки для поиска всего остального.
Самая главная задача проектирования любого обучения — убрать лишнее. Но не «воду», как это часто принято говорить. «Вода» иногда нужна — она расслабляет и расширяет кругозор, если мы её правильно подобрали. Лишнее — это всё то, что не влияет на достижение цели и на возможность действовать так, как требуется. Чем более сфокусировано обучение, тем более оно эффективно. И пусть при таком подходе вместо одного курса получится несколько, зато, завершив их, слушатель получит то, за чем пришёл, не запутается и будет чувствовать себя счастливым. А потому ему точно захочется учиться ещё.