Скидки до 50% и курс в подарок : : Выбрать курс
Образование
#статьи

Как педагогу завести личный блог — и стоит ли это делать?

Если вы давно подумываете, не завести ли вам блог, эта статья для вас. И если думаете: «Да зачем это вообще нужно учителю?» — тоже для вас 🙂

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Одни учителя ведут блоги о своей работе — кто-то с десятками и сотнями тысяч подписчиков, а кто-то с более скромными показателями, — другие наблюдают за ними и пока не очень понимают, нужен ли блог им самим, какая от этого польза. И если нужно, то как подступиться к блогингу.

На Московском международном салоне образования (ММСО.EXPO-2025) эту тему обсуждали на панельной дискуссии «Личный бренд педагога: что, как, а главное, зачем?». Там разобрали, как начать вести блог, о чём писать, где искать аудиторию и, самое главное, зачем педагогу блог. Собрали четыре главных совета от профессионалов.

Ради чего учителям стоит вести блог?

Учительские блоги — это инструмент выражения своего профессионального личного бренда и одновременно способ построить личный бренд, получить признание в профессиональном сообществе, привлечь учеников, обменяться опытом с коллегами и устроиться на работу мечты.

Скептики скажут: «Мне и так хватает работы, зачем мне ещё блог? И зачем мне развивать профессиональный бренд, если мои ближайшие коллеги и так знают, что я профессионал?» Как отметила Ксения Майструк, директор Уральского колледжа недвижимости и управления, личный бренд — не просто самопрезентация и популярность в соцсетях, а важный элемент профессиональной защиты. «На мой взгляд, это элемент педагогической безопасности», — говорит она.

Что это значит? Во-первых, сильный личный бренд становится своеобразным щитом от необоснованных обвинений и недовольства со стороны учеников, родителей, коллег и даже администрации. «Наш сильный бренд автоматически формирует доверие и не позволяет сомневаться в нашем профессионализме», — подчёркивает эксперт.

Во-вторых, публичная известность, считает Ксения Майструк, помогает педагогу справляться с эмоциональным выгоранием. Когда учитель чувствует признание, видит, что его работа ценится, ему легче находить мотивацию и выдерживать нагрузку.

В развитие этой темы другая участница дискуссии — Арина Нуриахметова, одна из соосновательниц и директор педагогического профессионального сообщества Geek Teachers и проекта «Сменка», поделилась личной историей о том, как её вдохновила коллега Мария Плотникова. Обе они были учителями информатики, и на тот момент, когда познакомились, Мария находилась в состоянии выгорания, постоянно думала об увольнении.

«Я год примерно так „увольнялась“, — признаётся Арина. — И в какой-то момент пришла Маша в школу. Она преподаватель информатики, я учитель информатики. И я вижу: у неё конкурсы, мероприятия, она ведёт свой блог. Как интересно! А я вообще ничего не делаю. Я была в коллективе, где никто не вёл личный блог, мы вообще про это не знали. И вот пришла Маша такая — и её приглашают на конференции, на мероприятия. Я тоже так хочу! Почему бы и нет? Получается, она меня вдохновила. Мы объединились».

Арину и Марию, как учителей информатики, сдружил общий интерес к технологиям — и они стали делиться в общем блоге идеями, как учителя могут их использовать, чтобы экономить время. Постепенно вокруг начало формироваться сообщество таких же увлечённых этой темой педагогов, оно росло, и однажды пришла идея всех собрать офлайн, сделать фестиваль. Так из блога выросли Geek Teachers и «Сменка», которые сейчас известны многим учителям. Это стало новым вдохновляющим делом для основательниц.

Фото: VH-studio / Shutterstock

В-третьих, личный бренд открывает двери в новые возможности: «Продвижение по карьерной лестнице на 100% связано с узнаваемостью. Личный бренд выделяет нас среди коллег и позволяет находить перспективные пути развития», — подчёркивает Ксения.

Так, участвовавшая в дискуссии Екатерина Тихонова, учитель начальных классов очень известной и крупной московской школы №548 «Царицыно», рассказала, что получила работу там благодаря своему блогу Kate_happy_teacher: «Когда я пришла на собеседование с толстой кипой своих побед, грамот, её даже не открыли. Мне руководство сказало: „Мы видели ваш блог, нам этого достаточно“. То есть увидели, какие ценности я несу, о чём я рассказываю, о чём я пишу».

Кроме того, благодаря блогу её стали часто приглашать спикером на профессиональные мероприятия для педагогов. «Ведение соцсетей — это самый быстрый социальный лифт в мире», — заключает она.

Как вести блог: 5 советов

Спикеры дискуссии поделились особенностями ведения учительского блога. Перескажем основные советы.

1. Не преуменьшайте значимость своего личного опыта

Бывает, что желание вести свой блог и делиться через него с коллегами наработками есть, но делать это мешает синдром самозванца — кажется, что только суперпрофессионалы «имеют право» делиться знаниями с широкой аудиторией. Своего опыта для этого всегда как будто недостаточно, кажется, что нужно ещё чуть-чуть дорасти. Этот комплекс надо преодолеть. На самом деле ценен индивидуальный опыт каждого профессионала, не только тех, чей «вес» уже признан сообществом. И блог — не конечная точка развития профессионала, а инструмент для развития.

«Мне казалось когда-то, что я просто обычный учитель начальных классов. Что такого я вообще могу [рассказать полезного]? Все, наверное, всё и так знают прекрасно, — признаётся Екатерина Тихонова. — Но когда я начала транслировать в соцсетях свой опыт, я поняла, что всё есть в соцсетях, кроме моего личного опыта. И мой личный опыт оказался действительно полезен тысячам учителей начальных классов со всей страны и даже за пределами страны».

2. Не стесняйтесь показывать своё настоящее «я»

Есть масса стереотипов о том, как должен и как не должен себя вести педагог, поэтому учителям, начинающим вести блог, часто мешает страх сделать что-то не так: «Что обо мне подумают?» Кажется, что безопаснее писать или рассказывать исключительно про работу, придерживаясь сдержанного стиля, чтобы всё было исключительно по делу: методики, лайфхаки, советы. Но такая подача не цепляет по-настоящему. Установить живой контакт с аудиторией, вовлечь её помогают эмоции. Не нужно стесняться проявлять их и показывать себя в блоге не только как профессионала, но и как человека со своими интересами, характером, уникальным взглядом — словом, человека, чья жизнь не ограничивается только работой.

Подтверждение тому — история Юлии Садыковой, учителя «Новошколы» (частная школа в Уфе) и победительницы «ММСО Премия года» в номинации «Личный бренд года в образовании». Ранее она участвовала в конкурсе «Вклад учителя» и тоже победила в нём. На одном из его этапов было нестандартное задание — записать стендап. Юлия сомневалась, стоит ли выкладывать свою запись публично в соцсети: всё-таки стендап — ну очень непривычный для учителя формат. Но в итоге решилась.

«И на следующий день ко мне пришли родители учеников, целой делегацией. Я испугалась: думаю, меня сейчас уволят. А они говорят: „Юлия Леонидовна, а вы, получается, живая. Мы наконец-то поняли, о чём вы, про что вы. До этого вы были для нас кем-то недосягаемым. <…> Вы — на самом деле про настоящего учителя, который должен быть сейчас в школе“. С тех пор мои самые верные зрители — это родители. Они ждут каждого нового выступления», — рассказывает Юлия.

Та история её так вдохновила, что появился самостоятельный проект — «Лига педагогического стендапа». Основательница объясняет его идею так: «Мы решили создать сообщество учителей, которые исследуют юмор в образовании». Лига объединяет педагогов из разных городов, как из частных школ, так и из государственных. «Юмор позволяет раскрыть педагога как живого человека. Раскрыть с той точки зрения, что его волнует, в какой семье он жил, какую семью он строит, чем он занимается помимо работы. И на самом деле такая трансляция педагогического опыта очень важна», — убеждена Юлия.

Словом, не бойтесь эмоций и настоящего «я». Личное — это не только про успех, но и про переживания, усталость, сомнения. Это то, что делает учителя живым и узнаваемым. Для Юлии Садыковой такой эмоцией стал смех, для вас может быть тоже он или что-то другое.

3. Ищите свою ключевую тему и свою аудиторию

Один из ключевых вызовов при ведении блога — определить, о чём именно рассказывать, какие ценности транслировать, и это удаётся не сразу. Поиск себя и своей аудитории — нормальный процесс, считает Арина Нуриахметова, соосновательница Geek Teachers.

Она предупреждает: на первых порах аудитория может быть очень маленькой и часто меняться — часть подписчиков придёт и уйдёт, потому что им не понравится то, что вы делаете. Не стоит расстраиваться — постепенно сформируется костяк из людей, которым действительно интересен ваш контент. Например, в блоге Geek Teachers на эфиры про новые технологии приходило поначалу по 2–3 человека, потом по 5, потом по 50 — а теперь проект собирает фестивали с тысячами участников.

Чтобы привлечь свою аудиторию, важно выбрать тему, которая лично вас искренне увлекает и волнует. Как её определить? Арина даёт простой совет — задайте себе вопрос: про какую тему вы можете рассказывать без остановки, даже если вас будет слушать один человек? Для неё самой, например, такой темой является геймификация, у вас это может быть что-то другое.

Екатерина Тихонова, учитель начальных классов ГАОУ школы №548 «Царицыно» вспоминает, что когда начинала вести личный блог, писала сразу много про что: о своих развивающих играх с дочерью, о школе, даже о похудении. «Мне кто-то дал совет — вести блог по пяти блокам, но в итоге выстрелил именно блок учителя», — делится она.

Фото: fizkes / Shutterstock

Совет Екатерины: если сложно определиться с нишей, можно обратиться к специалистам, которые помогут с «распаковкой» — выявлением сильных сторон и тем, в которых вы эксперт. Также важно слышать запросы аудитории: что им интересно, на какие вопросы они ищут ответы. Когда ваши потребности и потребности подписчиков совпадут, блог начнёт расти, а ваша экспертность станет востребованной.

4. Найдите поддержку среди коллег

У тех, кто хочет вести блог, часто возникают сомнения: «А нужно ли это кому-то?», «А вдруг меня неправильно поймут?», «А что, если меня раскритикуют?» Но блог необязательно вести в одиночку. Если найдёте единомышленника, как было в истории Арины Нуриахметовой и Марии Плоткиной, будет не так страшно. Кстати, по их наблюдениям, участники фестивалей, которые проводит Geek Teachers, и сами начали вести блоги и делиться опытом.

5. Экспериментируйте с форматами

Блог — не только длинные тексты. И вообще, не только тексты. Формат подачи зависит от того, как вам комфортно выражать мысли. Главное — найти то, что подходит именно вам. Например, Юлия Садыкова недавно присоединилась к подкасту «Быть учителем» — там она ведёт авторскую рубрику про счастье в школе.

Фото: Dean Drobot / Shutterstock

По словам экспертов, стоит активно использовать такие форматы:

  • Видео. Некоторые педагоги предпочитают записывать небольшие видеоролики или проводить вебинары, обсуждая актуальные темы. Так, Арина Нуриахметова и Мария Плоткина в начале карьеры вели вебинары для учителей по использованию интерактивных инструментов на уроках: «Мы находим классное приложение, используем в классе, собираем обратную связь от учеников. Если дети говорят, что это восторг, мы проводим вебинар».
  • Стендап. Опыт Юлии Садыковой говорит о том, что это прекрасный способ привлечь внимание аудитории.
  • Подкасты — если вам комфортнее говорить, чем писать, попробуйте записывать аудиоформат.

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать подробнее



Жизнь можно сделать лучше!
Освойте востребованную профессию, зарабатывайте больше и получайте от работы удовольствие.
Каталог возможностей
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована