СберУниверситет и РАНХиГС в июне-декабре 2024 года изучили рынок бизнес-образования в России. В опросах участвовали 476 руководителей, проходивших такое обучение, 78 компаний и 30 образовательных организаций. Среди них — 21 бизнес-школа, 5 корпоративных университетов и 4 EdTech-компании. Отчёт об исследовании опубликован на сайте СберУниверситета, и 24 апреля состоялась его презентация в РАНХиГС.
Как меняется структура бизнес-образования
Выяснилось, что среди востребованных программ (уровень востребованности определяли по числу учащихся) половина — очные курсы со сроком обучения свыше шести месяцев. Опрошенные представители бизнес-школ отметили, что полностью дистанционные программы были востребованы только во время пандемии, а после неё стал популярнее гибридный формат — о повышении спроса на него заявили в 33% образовательных организаций.
Среди аудитории бизнес-образования наблюдается расхождение в запросах. Работодатели, как правило, готовы направлять сотрудников на короткие программы (до трёх месяцев) и фокусируются на обучении управлению персоналом и развитию сотрудников. А среди учащихся заметны доли тех, кто проявляет интерес к более продолжительному обучению, и они чаще интересуются изучением стратегического управления.
Работодатели также отметили, что они учитывают полученное бизнес-образование при карьерном продвижении сотрудников — у 50% работодателей оно может стать преимуществом кандидата на повышение в должности.
Самым крупным сегментом по числу выпускников в 2023 году стали программы повышения квалификации руководителей (41%). Наибольший рост демонстрируют программы профессиональной переподготовки руководителей, чья доля по количеству выпускников увеличилась с 28% до 37% по сравнению с предыдущим годом. На долю MBA и аналогичных программ приходится всего 7%.

Отмечается, что классические бизнес-школы на российском рынке бизнес-образования предлагают самый широкий перечень программ. Но в 2022–2023 годах конкуренцию им составили новые игроки — корпоративные университеты и EdTech-компании. У всех трёх типов участников рынка есть свои особенности и отличия.
Отличия | Тематика | Продолжительность | Конкурентные преимущества | Приоритеты развития |
---|---|---|---|---|
Бизнес-школы | Широкий спектр тем обучения, но упор делается на стратегическом менеджменте и управлении финансами | От 3 до 22 месяцев | Преподаватели, репутация, международные модули обучения | Обновление продуктовой линейки и развитие партнёрской сети |
Корп. университеты | Узкая специализация и развитие гибких навыков | От 3 до 8 месяцев | Широкие инфраструктурные возможности, практическая направленность обучения | Обновление продуктовой линейки и развитие партнёрской сети |
EdTech | Узкая специализация с упором на аналитику и работу с данными, а также развитие гибких навыков | От 5 до 13 месяцев | Практическая направленность обучения, развитые цифровые решения | Персонализация обучения, внедрение передовых технологий |
Во время презентации результатов аналитики проректор по исследованиям и инновациям СберУниверситета Алексей Суханов поделился наблюдением, что EdTech и корпоративные университеты сегодня больше попадают на рынок, предлагая более востребованные форматы обучения. И предположил, что традиционным бизнес-школам тоже стоит следовать технологическим трендам (современные LMS, ИИ-ассистенты, дополненная и виртуальная реальность), самостоятельно или в партнёрстве. Потому что иначе, с учётом поколенческих сдвигов, встаёт вопрос о том, долго ли будет оставаться актуальным прежний нецифровой формат.
В отчёте представлен детальный анализ того, какие тематические направления доступны у разных игроков рынка и к какому ценовому диапазону относятся их программы.
Какие вызовы стоят перед образовательными организациями
Образовательные организации назвали главные проблемы, с которыми они сталкиваются на рынке бизнес-образования:
- ограничения для реализации образовательных программ за рубежом;
- усиление конкуренции в связи с появлением новых игроков;
- поиск альтернативы международной аккредитации;
- высокая волатильность бизнес-среды;
- дефицит высококвалифицированных преподавателей (образовательные организации вынуждены за них бороться).
В условиях ограничения международного сотрудничества организации ищут другие варианты вместо зарубежных аккредитаций (с фокусом на национальную аккредитацию НАСДОБР) и намерены развивать партнёрские взаимоотношения со странами БРИКС, СНГ, Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока.
Стоимость бизнес-образования растёт: две трети организаций повысили цены более чем на 10% за последние три года, и 92% опрошенных планируют увеличивать их и дальше. Один из факторов роста цен — как раз дефицит высококвалифицированных преподавателей, лучшие из которых забронированы на годы вперёд. В результате доступность флагманских программ снижается. Отмечается, что их средняя стоимость соответствует ожиданиям лишь каждого десятого слушателя.
Участники рынка в основном оптимистично смотрят в будущее, ожидая, что в ближайшие 2–3 года спрос на бизнес-образование будет расти. Связано это с тем, что в условиях высокой неопределённости растёт спрос на развитие управленческих компетенций и переподготовки имеющихся управленческих команд.
Ранее «Альфа-банк» выяснил, какие форматы обучения предпочитают предприниматели. Бизнесмены ожидают практической пользы с первой секунды занятий, а ещё они любят инфографику, схемы, таблицы и юмор в учебном контенте.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее