В США действует некоммерческая организация Saga Education, которая сотрудничает с государственными школьными округами. Она проводит в школах регулярные дополнительные занятия по математике в мини-группах. Есть доказательства, что это даёт очень хороший результат: средний балл растёт, результаты тестов по математике становятся лучше, а количество ошибок по предмету снижается. Но содержание такой репетиторской программы обходится бюджету дорого — даже несмотря на то, что репетиторами там работают в основном недавние выпускники колледжей. В итоге возникла идея устроить смешанное обучение — частично с репетитором, частично на онлайн-платформе.
Эту модель попробовали, а образовательная лаборатория Чикагского университета провела исследование на тему эффективности этого метода. Результаты не опубликованы, но в общих чертах эксперимент описан в журнале, издаваемом этой образовательной лабораторией, а также в статье научной журналистки Джилл Баршай, которая слушала доклад организаторов исследования. По её словам, при почти той же эффективности удалось сэкономить тысячу долларов в год на одного учащегося.
Как репетиторы занимались с детьми раньше
Изначально модель занятий Saga предполагала, что каждый репетитор занимается с двумя учениками. Занятия проходят в школах пять дней в неделю сверх стандартных уроков математики — то есть в достаточно интенсивном режиме. Общее количество часов общения с Saga может достигать 140 в год. Каждое занятие обычно организовано по одному распорядку: ученики четыре-пять минут решают задачи для разминки, потом репетиторы 40 минут обучают их по материалу, адаптированному именно под них, а в конце ученики должны выполнить от одной до трёх задач для оценки их понимания пройденного на занятии материала.
То есть большая часть занятия посвящена тому, чтобы устранить имеющиеся у учеников дефициты в понимании тем. Считается, что именно такой персонализированный подход и позволяет добиться успехов, ведь когда учитель занимается со всем классом, он не может уделить достаточное количество внимания каждому в отдельности.
Как стали заниматься с платформой
Новый подход стали применять в 2018/2019 и 2019/2020 учебных годах — его опробовали на 3900 девятиклассниках из шести школ Чикаго и Нью-Йорка. Интенсивность дополнительных занятий там была такой же — пять дней в неделю по одному уроку, но каждый репетитор теперь занимался не с двумя, а с четырьмя подростками. При этом использовали популярную в США EdTech-платформу Aleks с учебными материалами по математике. Эта адаптивная платформа позволяет подстроиться под потребности конкретного пользователя (то есть обучение там тоже получается персонализированным).
Формат обучения выглядел так: сначала один день подростки проходили занятия с педагогом, потом на следующий день они решали задания на платформе под присмотром педагога, пока тот лично занимался с кем-то другим. Дальше всё повторялось. То есть ребята чередовались, и получилось так, что у каждого вышло по два-три урока в неделю в непосредственном взаимодействии с репетитором и ещё два-три — с онлайн-платформой.
Эти занятия в каждой школе проходили не все девятиклассники — ребят разделили случайным образом, и та группа, которая не получала дополнительных занятий, стала контрольной. С её результатами по математике сравнивали результаты тех, кто занимался дополнительно с репетиторами и на Aleks. Оказалось, что участие в этих дополнительных занятиях:
- повышает средний балл по курсу математики на 0,21;
- сокращает у учащихся количество ошибок по курсу математики на 20%.
А главное здесь то, что эффективность получилась практически такой же, как ранее у ребят, занимавшихся по первой модели — то есть с одним репетитором на двоих и без EdTech-платформ.
За счёт чего получилась экономия
Поскольку при варианте с платформой один учитель занимался сразу с четырьмя подростками, а не с двумя, это позволяло сократить общее количество занятых в проекте репетиторов и снизить затраты, которые в среднем приходятся на одного ученика.
Можно ли распространять результаты этого исследования на любые занятия с репетитором, в том числе индивидуальные? Проще говоря, можно ли сказать, что если ради экономии вдвое уменьшить количество активных уроков с репетиторами, заменив половину занятиями на какой-нибудь подходящей EdTech-платформе, то это даст такие же учебные результаты, как полное количество активных занятий с репетитором? Нет, к сожалению, так утверждать нельзя, потому что в исследовании было много важных факторов, которые могут иметь большое значение для результата:
- занятия Saga Education проходили интенсивно, по пять дней в неделю (возможно, меньшая интенсивность не дала бы нужного эффекта);
- на EdTech-платформе подростки занимались не сами по себе, а всё-таки под присмотром репетитора (нельзя исключать, что без его контроля ребята просто бездельничали бы в это время);
- EdTech-платформа была адаптивной, то есть она могла, почти как репетитор, выяснить дефициты школьника и подобрать ему нужные задания.
Но если речь идёт об организации групповых интенсивных занятий с репетитором и есть адаптивная EdTech-платформа, которую можно использовать, то полезно принять во внимание этот опыт. Стоимость использования EdTech-платформ обычно на порядок ниже цен на репетиторские услуги, и такое сочетание может помочь добиться нужного эффекта при меньших затратах.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!