Образование
#новости

Исследователи выявили факторы, связанные с «инфляцией оценок»

Так называют обесценивание высоких отметок из-за того, что их выставляют слишком многим учащимся, снижая при этом планку требований.

Преподаватели вузов, которым не хватает времени на все рабочие задачи, ставят на экзаменах завышенные оценки. Такую зависимость выявили исследователь из Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Андрей Терников и его коллега из Ариэльского университета в Израиле Михаил Бляхер. Работа опубликована в Journal of Applied Research in Higher Education.

Научно-образовательный портал НИУ ВШЭ IQ.hse.ru сообщает, что исследователи проанализировали свыше 100 тысяч записей об оценках примерно на 5 тысячах курсов (какого вуза — не сказано). Данные содержали названия курсов с указанием их продолжительности, типа и «стоимости» в ECTS. Были известны средние оценки студентов перед каждым экзаменом и после него, а также доля среди итоговых отметок самых высоких по десятибалльной шкале — девяток и десяток. Учитывались сведения об опыте преподавателей и числе читаемых ими курсов, а также о том, как учащиеся оценивали обучение.

Исследование показало связь между объёмом нагрузки преподавателей — тем, сколько курсов они вели параллельно, — и завышением оценок. Чем больше был занят преподаватель, тем чаще итоговые оценки на экзамене были завышены — среди них было слишком много девяток и десяток (свыше 30%), а баллы за экзамен были существенно выше, чем средние оценки перед ним.

Исследователи предполагают, что преподаватели выставляют завышенные оценки, чтобы экономить усилия. В противном случае придётся разбираться с разочарованием студентов — ведь многие пытаются повысить балл, считая, что их оценили несправедливо, и даже жалуются на преподавателей администрации факультета.

Кроме того, завышенные отметки были связаны:

  • с преподаванием старшекурсникам (к первокурсникам преподаватели относились строже);
  • преподаванием на русском языке (в сравнении с английским);
  • небольшой продолжительностью курса;
  • большим размером учебной группы.

Некоторые из этих факторов тоже отражают объём нагрузки. Например, преподаватели чаще читали несколько коротких курсов параллельно и, соответственно, не имели времени на то, чтобы внимательно оценить всех студентов. А у тех, кому достался продолжительный курс, распределение нагрузки было более равномерным.

Ещё выяснилось, что инфляции оценок более подвержены экзамены по обязательным дисциплинам. В случае с дисциплинами по выбору требования обычно выше, студенты учатся в группах поменьше и глубже погружаются в предмет. Отсюда и более объективное оценивание.

Среди мер, которые рекомендуют исследователи, — изменение дизайна образовательных программ и более разумное распределение нагрузки преподавателей с учётом не только числа дисциплин на одного сотрудника, но и их формата и продолжительности.

Ранее датские исследователи показали, что у традиционных систем оценивания есть альтернативы. Так, полный отказ от оценок на первом курсе вуза привёл к тому, что студенты стали применять более глубокие стратегии обучения, чем их сверстники, которые «работали» за оценки. Однако чем выше был средний балл в школьном аттестате, тем более негативно отказ от оценок отражался на результатах обучения студента.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована