Исследователи из Университета штата Огайо (США) выяснили, что образовательный контент составляет не слишком значительную, но заметную часть медиапотребления первоклассников. В исследовании приняли участие родители и опекуны 346 американских первоклассников, которые заполнили анкеты, где указали от трёх до пяти самых популярных телешоу, видео, приложений и электронных игр, за которыми проводят время их дети. Результаты работы были опубликованы в научном журнале Journal of Applied Developmental Psychology.
Учёные проанализировали названный родителями и опекунами контент и определили, является ли он образовательным. К такому типу контент относили, если в нём просматривалась очевидная учебная цель, а не просто развлекательная. Когда различный контент сортировали, его помечали кодами, чтобы вычленить именно образовательный и дальше категоризовать по темам. Ассистенты-исследователи просматривали описания, при необходимости смотрели или пробовали сами видео и приложения, чтобы присвоить код. Слишком общие ответы родителей (например, «Disney Channel», «Animal videos»), если не хватало конкретики, не относили к конкретной категории и не учитывали.
Источники образовательного контента отнесли к одной или нескольким из пяти тематических категорий, отметив, какую долю такие источники занимали в объёме всего образовательного контента (при этом один и тот же источник мог охватывать несколько тематических категорий):
- математика (явное обучение темам типа сложения/измерения) — 60,4% от всего образовательного контента;
- наука (включая технологии и инженерное дело и тот контент, в котором требуется обучение фактам/процессам) — 54,3%;
- язык/грамотность (словари, рифмовки, буквы, орфография) — 42%;
- обществознание — 31,8%;
- социально-эмоциональный контент — 15,1%.
Родители предоставили информацию о том, сколько времени их дети тратят на просмотр медиа и чтение. Также они указали свой уровень образования — для исследователей он служил показателем социально-экономического статуса семей.
Анализ показал, что именно образовательный контент составляет в среднем около 12% от всего контента, который чаще всего потребляют дети. При этом доля обучающих мобильных приложений и игр (16%) оказалась почти вдвое выше, чем образовательных видео и телешоу (около 9%).
Исследование выявило гендерные различия: девочки потребляют больше образовательного контента, чем мальчики (14,9% против 9,6%). Особенно заметна разница в сфере языка и грамотности. В то же время социально-экономический статус семьи, вопреки ожиданиям, не повлиял на частоту использования образовательных медиа. Это, по мнению авторов, может говорить об успешности общедоступных образовательных ресурсов, которые охватывают детей из разных слоёв общества.
Вопреки опасениям, что просмотр образовательного видео или образовательная игра вытесняет другие полезные занятия (прежде всего чтение), исследование показало обратную картину. Дети, которые чаще использовали образовательный контент, в целом меньше времени проводили у экранов и больше читали. Это говорит о том, что родители вряд ли заменяют детям чтение книг обучающими приложениями. Авторы считают, что продвижение качественного образовательного медиаконтента может быть эффективным инструментом для поддержки обучения и развития детей.
Ранее оператор связи «Ростелеком» и исследовательская компания Mediascope выяснили предпочтения в потреблении контента у детей, их родителей и подростков. Опрос показал, что 29% всех респондентов активно пользовались образовательными сайтами, цифровыми учебниками, пособиями и тестами, 21% смотрели лекции и уроки в интернете. Чем старше дети, тем чаще это происходит: для подростков от 12 до 17 доля пользующихся увеличивается до 39% и 32% соответственно.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- Стало известно, сколько времени подросткам можно сидеть в интернете без потерь для учёбы
- Студентов мотивировали отказаться в вузе от мобильных с помощью… мобильного приложения
- Любовь к чтению в детстве, похоже, развивает более сильные когнитивные способности
- Письмо от руки лучше развивает навыки чтения, чем печатание на клавиатуре и просмотр видео
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее