Исследование, опубликованное в научном журнале Frontiers in Psychology, показало, что вероятность успешной сдачи экзамена достигает пика в полдень, а в ранние утренние и поздние вечерние часы значительно снижается.
Для анализа группа исследователей из Италии и Германии использовала данные одного из итальянских университетов. Они изучили результаты 104 552 устных экзаменов, проведённых в период с октября 2018-го по февраль 2020 года. Временной промежуток был выбран специально, чтобы исключить влияние пандемии COVID-19 и перехода на онлайн-формат обучения, который мог бы исказить результаты.
В исследовании учёные учли данные 19 116 студентов и 680 экзаменаторов по 1243 различным курсам. Чтобы обеспечить объективность сравнения, авторы скорректировали данные с учётом сложности каждого экзамена. Для этого они делали поправку на систему университетских образовательных кредитных баллов CFU, которая позволяет оценить учебную нагрузку по каждому предмету. Такой подход помог избежать предвзятости, связанной с разной сложностью экзаменов, проводимых в разное время.
Анализ данных показал, что самые низкие показатели сдачи были зафиксированы в 16:00 — в это время всего 51,3% студентов успешно сдавали экзамены. Неудачными для многих оказались и экзамены с началом в 8:00, когда было всего 54,3% сдавших. В последующие часы шансы на успех постепенно росли, достигая пика в 12:00, — тогда успешно сдавали экзамен 72,4% студентов. Равные результаты наблюдались в 11:00 и 13:00 (67,4%). С 14:00 результаты начинали ухудшаться.
Авторы считают: чтобы обеспечить справедливую оценку и повысить успеваемость, важные экзамены следует назначать днём, в промежутке с позднего утра до раннего вечера. Объясняют они полученные результаты тем, что в это время большинство студентов и экзаменаторов уже чувствуют себя достаточно бодрыми — «совы» проснулись, а «жаворонки» ещё не успели переутомиться. Кроме того, на пользу студентам может идти лёгкое чувство голода перед обедом. Авторы ссылаются на другие работы, в которых показано, что при таком условии умственная работа идёт лучше, чем сразу после приёма пищи.
Ранее учёные из Университета Оклахомы (США) изучили, как связаны результаты школьных тестов по математике и чтению с температурой воздуха. Исследователи обнаружили, что жаркая погода в день тестирования влияет негативно на весеннюю успеваемость по математике. То есть школьники справлялись с тестами в жаркие дни хуже, чем можно было ожидать по их предыдущим учебным результатам. Однако оказалось, что в осенних и зимних тестах такой связи нет.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее