Эксперты Института образования НИУ ВШЭ провели исследование среди олимпиадников, поступивших в университет. Результаты опубликованы в журнале «Вопросы образования». Авторы хотели выяснить, благодаря чему школьники вовлекаются в олимпиадное движение и что способствует их успеху.
Это важно изучать, потому что олимпиады являются для желающих поступить в вуз школьников альтернативой ЕГЭ, позволяющей в случае победы пройти без конкурса или приравнять победу к 100 баллам за соответствующий предмет. Но идут этим путём относительно немногие. Почему? От чего зависит выбор этого варианта? И что мешает остальным ребятам тоже им воспользоваться? Исследователи попытались найти ответы на эти вопросы.
Что представляло собой исследование
Участниками исследования стали призёры и победители регионального или заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников, всего — 61 человек. С ними провели интервью. Участники на момент исследования учились на первом-третьем курсах университета. Они происходили из разных федеральных округов, но среди них не было москвичей. Объясняется это тем, что в Москве детей активно готовят к олимпиадам, поэтому среди победителей москвичи обычно составляют существенную долю. При этом в других регионах такой систематической подготовки к олимпиадам, как правило, нет, то есть участие москвичей могло исказить общую картину мотивации и поддержки олимпиадников.
Что удалось выяснить
Оказалось, что главной мотивацией, подталкивающей на участие в олимпиадах, становится именно стремление поступить благодаря победе в вуз. Ребята знали, что статус победителя олимпиады даёт преимущества. Некоторые не верили, что смогут пройти в желанный университет стандартным путём, то есть по баллам ЕГЭ, а учиться платно они там не смогли бы (не позволило бы материальное положение семьи), поэтому выбрали такой путь.
Но при этом не у всех школьников бывает возможность что-то узнать про олимпиады и про их значение для поступления, тогда как про ЕГЭ все в курсе. Не во всех школах учащимся сообщают об олимпиадах и мотивируют в них участвовать либо говорят про это только отдельным ребятам (некоторые участники исследования случайно узнавали про олимпиады от своих знакомых, а не в школе).
Исследователи делают вывод, что олимпиадным путём идут те, чьи семьи ценят важность высшего образования, но не имеют возможности обеспечить его ребёнку за деньги. Однако эти семьи всё же в состоянии нести расходы на подготовку к олимпиадам (например, на репетиторов, если подготовка не идёт в школе, и на проезд) и рассматривают эти расходы как важные. Родители вовлечены в обучение детей и поддерживают желание участвовать в олимпиадах.
В некоторых школах готовят детей к олимпиадам, проводят дополнительные занятия, идут навстречу тем, кто готовится, и предоставляют им индивидуальную образовательную траекторию, а в других школах такого нет. В некоторых регионах местные власти поощряют олимпиадников и помогают им, в других — нет. Проще говоря, где-то складывается инфраструктура поддержки участников олимпиад — и таким ребятам, видимо, легче, — а где-то её нет.
Исследователи делают вывод, что участие в олимпиадах и успех в них — это комплексное достижение, которое зависит от нескольких факторов: вовлечённости семьи, школы и самого ребёнка. Однако всё это создаёт и предпосылки для неравенства:
- некоторые школы и отдельные учителя даже сами не знают про олимпиады или не придают им значения и, соответственно, не рассказывают про них школьникам;
- не у всех семьи готовы вкладываться в подготовку ребёнка к олимпиадам;
- если ребёнок готовится в школе, то большое значение имеет квалификация учителя (и здесь преимущества получают дети из крупных городов и хороших школ в небольших населённых пунктах).
Поэтому исследователи считают, что детям нужно больше информированности про возможности олимпиад. Кроме того, надо изучать практики прицельного вовлечения в олимпиады и поощрения за победу, присущие московским школам.
Кстати, недавно стало известно, что порядок проведения Всероссийской олимпиады меняют.