Скидки до 60% и розыгрыш MacBook 0 дней 00 :00 :00 Выбрать курс
Образование
#новости

Исследователи выяснили, чем может быть опасно стремление к высоким оценкам

Склонность к перфекционизму у школьников связали с симптомами тревоги, депрессии и эмоционального выгорания.

В Восточнофинляндском университете и в Академии Або изучили, как перфекционизм у школьников связан с их психологическим здоровьем и благополучием. В исследовании участвовали 511 девятиклассников из пяти средних школ Финляндии. Научная статья по его итогам опубликована в журнале Learning and Individual Differences.

Как измеряли уровень перфекционизма

Исследователи проанализировали данные из долгосрочного научного проекта, к которому школьники присоединились ещё в седьмом классе. В девятом классе они участвовали в опросах по проекту дважды.

Использовалось несколько опросников. Так, по специальным шкалам исследователи оценили, насколько школьники проявляют перфекционистские стремления (например, «У меня сильная потребность стремиться к совершенству») и перфекционистские опасения (например, «Я почти никогда не удовлетворён результатом своей работы»). Кроме того, они проверяли, насколько школьники вовлечены в учёбу, испытывают ли они симптомы эмоционального выгорания либо тревожного или депрессивного расстройства. Сделано это было, чтобы понять, как уровень перфекционизма связан с качеством жизни подростка.

В результате школьников разделили на следующие группы:

  • умеренно обеспокоенные (относительно низкое стремление к идеалу, относительно высокий страх ошибиться);
  • перфекционисты (сильное стремление к идеалу и страх ошибиться);
  • амбициозные (высокое стремление к идеалу и низкий страх ошибиться);
  • не перфекционисты (слабое стремление к идеалу и страх ошибиться).

Как связаны стремление к идеалу и психологическое состояние

У склонных к перфекционизму школьников из второй группы чаще, чем у остальных участников, фиксировали симптомы тревоги, депрессии и эмоционального выгорания. При этом они, как и амбициозные участники из третьей группы, демонстрировали самый высокий уровень вовлечённости в учёбу. Но это не защищало перфекционистов от эмоциональных проблем: они гораздо чаще, чем школьники из группы амбициозных, чувствовали, что не справляются с учёбой, и тревожились из-за этого.

Так как измерения проводились дважды, исследователи смогли определить, что уровни перфекционизма у школьников довольно стабильны. Около 82% участников в течение учебного года оставались в одной и той же группе. У остальных уровень стремления к идеальным результатам и связанных с этим опасений изменился, что повлияло и на уровень психологического благополучия. Вместе с перфекционистскими стремлениями усиливались признаки выгорания, а у тех, кто, наоборот, переставал сильно беспокоиться об оценках, ослабевали симптомы депрессии и тревожности.

Исследователи сделали вывод: чрезмерные волнения по поводу успеваемости и постоянная неудовлетворённость собственными достижениями делают подростков более уязвимыми к стрессу. При этом в самом по себе стремлении к идеалу, отмечают исследователи, нет ничего плохого: в группе вовлечённых в учёбу амбициозных школьников показатели психологического благополучия оказались самыми здоровыми. От избыточного стресса их, по-видимому, защитило то, что они не так сильно боялись ошибаться в процессе учёбы.

Авторы советуют поддерживать у школьников здоровое стремление к достижениям, но при этом создавать в учебных заведениях менее конкурентную атмосферу, чтобы учащиеся не зацикливались на оценках и не боялись ошибок. Ранее исследователи из ВШЭ рекомендовали формировать у учащихся адекватные стандарты своей работы или корректировать завышенные требования. Это касалось только так называемых «дезадаптивных перфекционистов», которые переживают из-за совершённых ошибок и всё время подвергают сомнению правильность своих действий.

 Среди других рекомендаций, которые помогут преодолеть избыточный перфекционизм, — формирование мышления роста, то есть убеждённости в том, что способности не даются человеку в неизменном виде раз и навсегда, а могут развиваться благодаря приложенным усилиям. Такая установка помогает воспринимать ситуации, когда что-то в учёбе не получается, как стимул для стараний и новых попыток, а не как повод опустить руки и отказаться от изучения нового.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Жизнь можно сделать лучше!
Освойте востребованную профессию, зарабатывайте больше и получайте от работы удовольствие.
Каталог возможностей
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована