Образование
#новости

Исследователи разделили российских студентов по типам их образовательного поведения

Чаще всего встречаются два противоположных типа: те, кто делает минимум, и те, кто старается взять от учёбы и внеучебной жизни всё.

На XV международной конференции исследователей высшего образования (ИВО) в НИУ ВШЭ представили новые результаты проекта «Модели образовательного поведения». Социологи проследили по результатам опросов, как студенты российских вузов относятся к учёбе и внеучебной активности и с какими ещё характеристиками связаны особенности их учебного поведения.

Что это за исследование

О проекте «Модели образовательного поведения студентов» на конференции рассказали директор Центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ Иван Груздев и заместитель директора центра Ксения Вилкова. Это лонгитюдное исследование — то есть в опросах и экспериментах ежегодно участвуют одни и те же выборки, чтобы можно было проследить изменения поведения, установок и навыков людей.

Задача исследования в том, чтобы определить, как различается образовательное поведение разных студентов. Сбор данных стартовал в 2022 году, и в ближайшее время начнётся уже третья волна исследования. Сейчас опросы проводятся в 14 российских университетах среди тех, кто был первокурсниками разных специальностей в 2022 и в 2023 годах. Всего это более 6 тысяч студентов, но в обеих волнах опроса участвовали лишь порядка 1200 человек.

Под моделями образовательного поведения подразумевают устойчивые формы взаимодействия с преподавателями, одногруппниками и в целом с образовательной средой вуза. Они включают такие характеристики, как степень усердия в самостоятельной учёбе, вовлечённость в активное обучение на занятиях и в групповых проектах, во внеучебные мероприятия в самом вузе — например, в творческие, социальные, научные задачи — и в общение с одногруппниками.

Помимо вопросов о поведении, собирают данные о социально-демографических характеристиках студентов, их занятости, состоянии здоровья, просят их поделиться мнениями о студенческом опыте и поделиться карьерными планами. Также исследование включает тест на уровень развития универсальных компетенций, в том числе критического мышления.

Какие типы студентов удалось выделить

На основе опросов исследователи выделили среди 1263 респондентов, участвовавших в двух волнах исследования, шесть типов студентов по характерным для них моделям образовательного поведения. Насколько устойчивы эти модели от года к году, станет понятно по результатам всех четырёх запланированных волн исследования.

  • Делают минимум (22% выборки). У этих студентов чуть ниже, чем в среднем среди опрошенных, активность на занятиях, во внеучебных мероприятиях в вузе они также не участвуют, а с одногруппниками общаются лишь по учёбе. При этом они не склонны нарушать дисциплину. В целом учащиеся, которых можно отнести к этому типу, прикладывают необходимый минимум усилий, чтобы не быть отчисленными.
  • Везде успевают (22%). Их жизнь во время учёбы полностью связана с университетом: они усердно учатся самостоятельно и проявляют себя на занятиях, дружат с одногруппниками и вовлечены в университетские мероприятия.
  • Сосредоточенные на учёбе (18%). Они наиболее усердны в самостоятельных занятиях, а также активны в аудитории. Студенты этого типа реже, чем в среднем по выборке, поддерживают дружеские связи с одногруппниками и участвуют во внеучебных мероприятиях.
  • Социальная активность в ущерб учёбе (17%). Студенты с таким типом поведения, напротив, часто нарушают учебную дисциплину и не проявляют усердия на занятиях, но дружат с одногруппниками и участвуют во внеучебной активности в вузе.
  • Не вовлечённые в университетскую жизнь (16%). В учёбе они неактивны и не проявляют усердия, часто нарушают учебную дисциплину, не общаются с одногруппниками. В целом их интересы лежат за пределами вуза.
  • Демонстративное поведение (5%). Студенты в этой необычной группе не отстают от большинства учащихся по учебному усердию и в целом активно учатся, но при этом часто нарушают учебную дисциплину. Во внеучебную деятельность они также вовлечены. Можно сказать, они стараются сделать всё, чтобы проявить себя.

Анализ показал заметные различия в успеваемости разных типов студентов. Больше всего отличников, как и следовало ожидать, — среди сосредоточенных на учёбе (24%) и тех, кто успевает везде (34%). А среди тех, кто не вовлечён в университетскую жизнь, отличников всего 10% (но стоит учитывать, что данные об успеваемости тоже взяты из опроса, то есть студенты могли их завысить). На «хорошо» чаще всего учатся те, кто делает минимум (24%). Самый высокий процент троечников — среди невовлечённых (31%).

Скриншот из презентации Ксении Вилковой на конференции ИВО — 2024

Опять же, ожидаемо для исследователей среди девушек оказалось больше представительниц типов, которые редко нарушают учебную дисциплину — везде успевающих, делающих минимум, сосредоточенных на учёбе. А тех, кто пренебрегает учёбой в пользу социальной активности или вообще не вовлечён в университетскую жизнь, больше среди юношей.

Иван Груздев и Ксения Вилкова отметили, что пока у команды нет объяснения, какие студенты склонны проявлять тот или иной тип поведения. Поиск ответов на этот вопрос — одна из дальнейших задач проекта. Пока предполагается, что на образовательное поведение могут влиять, например, школьный опыт или изначальная мотивация к обучению в вузе. Кстати, ранее мы рассказывали о результатах опроса на эту тему, который проводили в рамках проекта в 2022 году. Тогда большинство студентов отметили, что в вузе стремятся получить необходимые для профессии знания и повысить свои шансы на успешное трудоустройство.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована