Учёные из Великобритании провели три онлайн-эксперимента, чтобы изучить роль рисования в запоминании отдельных слов и их пар за счёт создания визуальных ассоциаций с этими понятиями. Исследование доступно в виде препринта, а ещё о нём рассказали в блоге специалистов по образовательным исследованиям The Learning Scientists.
В экспериментах участвовали студенты бакалавриата в возрасте от 16 до 35 лет. Проводились эксперименты так:
- В рамках первого из них 49 учащихся слушали список не связанных друг с другом слов. Предлагалось совершить с каждым одно из трёх действий — записать его, зарисовать предмет, обозначаемый этим словом, или сделать рисунок на стороннюю тему. Затем исследователи проверяли, какие слова студенты запомнили.
- Во втором случае 41 студент изучал список не связанных пар слов. За каждой парой следовала одна из двух подсказок: нарисовать картинку, иллюстрирующую оба слова из пары, или выписать их. После этого нужно было по одному слову из пары вспомнить второе.
- В третьем эксперименте 52 студента тоже запоминали пары слов и должны были нарисовать изображение с ними (27 участников) или вообразить его (25 участников). После каждой пары слов участникам предлагалось сделать одно из двух: нарисовать или представить слова вместе или нарисовать или вообразить эти слова по отдельности.
В итоге серия экспериментов показала, что ассоциативное рисование как способ запоминания информации имеет преимущества. Так, в первом эксперименте студенты лучше запомнили понятия, которые пытались зарисовать, а не понятия, которые записывали или после которых делали не связанные с ними по смыслу механические зарисовки. И во втором случае участники успешнее вспоминали словарные пары, для которых делали зарисовки, а не просто выписывали термины. Эти результаты, считают исследователи, свидетельствуют о пользе ассоциативного рисования для памяти.
Однако результат третьего эксперимента оказался не таким однозначным: исследователям не удалось обнаружить существенного преимущества рисования в сравнении с мысленными образами. Те, кто делал зарисовки, запоминали точнее, чем те, кто использовал воображение, только когда исследователи просили нарисовать или представить слова вместе. А когда участников просили рисовать или представлять слова по отдельности, обе группы показали себя одинаково хорошо. Здесь могло сыграть роль то, что зарисовки требовали от участников больше времени и усилий, чем воображение, и потому оказались не более полезны, чем яркие мысленные образы.
В целом результаты исследования подтверждают одно из ключевых положений теории двойного кодирования: запоминание происходит эффективнее, когда мозг фиксирует одновременно и визуальную, и вербальную информацию. Авторы считают, что и при реальном обучении большинству студентов полезнее использовать для запоминания дополнительные визуальные сигналы. Поэтому стоит поощрять зарисовки в конспектах.
Однако исследователи отмечают, что напрямую переносить выводы из экспериментов на практику (и, например, просить учащихся делать рисунок по каждому понятию в курсе) не стоит: участники исследования запоминали списки и пары довольно простых слов, а их запоминание проверяли сразу же. Всё это мало похоже на настоящие учебные ситуации.
Кстати, хотя в этом исследовании ассоциативные рисунки оказались полезнее, чем механические (ещё их называют дудлами), такие зарисовки «на автомате» тоже не бесполезны. Ещё в 2009 году другое исследование показало, что дудлы помогают сконцентрироваться и лучше запоминать полученную информацию. Хотя дудлами были геометрические фигуры, которые студенты бездумно заштриховывали на листе во время монотонной лекции, это положительно повлияло на запоминание.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее