Результаты исследования опубликованы в журнале Innovations in Education and Teaching International. В проекте участвовали также учёные из ОАЭ, Китая и Южной Кореи.
Напомним, что таксономия Блума выделяет шесть уровней когнитивных навыков — от простого к сложному: запоминание, понимание, применение, анализ, оценка и создание. В исследовании четыре верхних уровня — от применения до создания — называют также навыками мышления высшего порядка.
Учёные использовали данные опроса 2017 года «Опыт студентов в исследовательских университетах», проведённого в США. Выборка состояла из 14 341 студента бакалавриата пяти вузов. Анализировались ответы на вопрос об удовлетворённости студенческим опытом (по шестибалльной шкале — от «очень недоволен» до «полностью удовлетворён») и о том, какого рода задания учащиеся получали в текущем учебном году по профильным дисциплинам. При ответе на этот вопрос студенты определяли, как часто от них требовалось задействовать навыки, соответствующие разным уровням в таксономии Блума, — например, вспоминать отдельные факты, объяснять концепции, анализировать материалы, оценивать информацию или разрабатывать свои идеи.
Исследователи выяснили, что наиболее удовлетворёнными и вовлечёнными себя чувствовали студенты, которые чаще сообщали о выполнении заданий, требовавших навыков мышления высшего порядка. Нельзя сказать, что это основной фактор, — практически настолько же значимыми оказались личные характеристики студентов. Например, средний балл в их школьных аттестатах: те, кто лучше учился в школе, выше оценивали свой опыт учёбы в университете. Но регулярные сложные задания тоже вносят в удовлетворённость заметный вклад.
При этом, как оказалось, учащиеся нечасто получают от преподавателей сложные задания на анализ, оценку и креативность. Так, только половина опрошенных сообщили, что в течение года им приходилось работать над новыми идеями или подходами в своей учебной области.
Авторы исследования призывают преподавателей чаще бросать студентам интеллектуальный вызов и не ограничиваться базовыми этапами когнитивного процесса, такими как простое запоминание. Именно развитие критического мышления, умения анализировать и создавать новое в итоге даёт студентам наибольшее удовлетворение учёбой.
Ранее исследователи выявили подход, который мотивирует взрослых учащихся выполнять всё более сложные учебные задания. Оказалось, что на первых этапах обучения важно вознаграждение: участники эксперимента, которых награждали за успехи в начале обучения, в дальнейшем выбирали более сложные задачи (хотя знали, что призов больше не будет). А те, у кого награда не зависела от результатов, выбирали в основном задачи попроще.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- Студентам важнее, чтобы у преподавателя было мышление роста, а не дружелюбный характер
- Учёные: удовлетворённость обучением в первую очередь зависит от черт личности студентов
- Опубликован первый русскоязычный опросник по образовательному опыту студентов
- Студенты, которые разочарованы вузом или программой, списывают чаще