Научная работа, которая обобщает результаты сотен предыдущих исследований социально-эмоционального обучения (social emotional learning, SEL), опубликована в журнале Child Development. Авторская группа под руководством исследовательницы из центра исследований детей Йельского университета (США) Кристины Сиприано пришла к выводу, что программы в подходе SEL улучшили поведение и результаты обучения у школьников, а также благоприятно сказались на их отношениях со сверстниками и на школьном климате в целом.
Что учёные выяснили про социально-эмоциональное обучение
SEL — это такой подход к школьному обучению, который направлен на развитие у учащихся гибких навыков в комфортной и поддерживающей среде. Педагоги фокусируются на обучении школьников управлению собственными эмоциями и когнитивными процессами, а также выстраиванию продуктивных взаимоотношений с другими людьми. Мы рассказывали об истории появления и развития этого подхода подробнее и в том числе писали о том, что эффективность такого подхода пока не доказана.
Авторы новой работы обобщили результаты исследований 2008–2020 годов, в которых проверяли влияние школьных SEL-программ на учащихся детских садов и школ. Всего они проанализировали 424 публикации о 252 программах, внедрённых в школах 53 стран. Всего в исследованиях эффективности SEL, включённых в обзор, участвовало более 575 тысяч учащихся. Больше половины исследований (217) касались дошкольников и учащихся начальной школы в возрасте до десяти лет, остальные — школьников постарше.
Исследователи использовали формат метаанализа, то есть взяли полные данные по результатам экспериментов (для этого пришлось связываться с некоторыми авторами исходных работ) и обработали их заново, рассчитав эффекты по объединённой выборке. Достаточно данных для расчётов было в 258 публикациях, и основные выводы авторы сделали на их основе. Остальные исследования рассматривали только в обзорной части.
Анализ показал следующее: SEL-программы поспособствовали тому, что учащиеся стали воспринимать обстановку в школе как более благоприятную и безопасную. Улучшились их отношения со сверстниками, вырос уровень развития самих социально-эмоциональных навыков, стали менее выраженными вызывающее поведение и эмоциональный стресс. По сравнению с контрольными группами улучшилась успеваемость. Правда, все эти изменения оказались не слишком масштабными, а на частоту дисциплинарных мер, физическое здоровье и семейные отношения SEL совсем не повлияло.
Сравнение программ продемонстрировало, что эффективнее сначала обучить детей внутриличностным навыкам (например, эмоциональному самоконтролю), а потом уже переходить к навыкам общения. Но ограничиваться только одной областью навыков оказалось непродуктивно: такие узкие программы показали меньшую эффективность, например в улучшении взаимоотношений учеников.
Почему по-прежнему нужны новые исследования SEL
И всё-таки ставить точку в многочисленных вопросах к эффективности SEL рано. Слабое место подхода SEL — в его размытости: к этому общему понятию относят программы, которые на деле очень разные. Например, в новом обзоре использовали четыре разные классификации навыков, на которые может быть направлено SEL-обучение. Соответственно, сам набор навыков в разных программах существенно различается.
Кроме того, такие учебные программы отличаются форматами. Развитию навыков могут быть посвящены отдельные уроки, принципы SEL могут включаться в предметное обучение, а ещё может проводиться работа с родителями. И хотя в научный обзор вошли только программы на базе школ, некоторые из них предполагали также домашние задания и другую внешкольную работу, а некоторые нет. Наконец, изученные программы реализовывались в разных странах и в школах разных типов, а ещё они сильно варьировались по интенсивности и по продолжительности.
Авторы обзора также отметили и разное качество исследований, которые они рассмотрели. Кроме того, они обнаружили признаки предвзятости в некоторых включённых в обзор исследовательских работах — нередко эффективность различных SEL-программ проверяют те же, кто их разработал.
Тем не менее, по мнению исследователей, их работа показала, что внимание к социальному самочувствию и эмоциональному состоянию учеников всё-таки идёт им на пользу. Отказываться от SEL не нужно, напротив — стоит развивать этот подход и тщательнее исследовать, какие программы и в каких условиях показывают наибольшую эффективность.
У SEL-подхода много критиков среди американских приверженцев консервативных взглядов на образование, и на новый обзор они тоже отреагировали. Так, исследователь из Американского института предпринимательства Макс Иден заявил в комментарии изданию The Hechinger Report, что многие исследования социально-эмоционального обучения изначально проводятся некачественно. Тщательная проверка независимыми исследователями, считает он, привела бы к исключению части работ из обзора — и тогда неизвестно, получился бы без них общий вывод позитивным.
Ранее мы рассказывали, как на самочувствие учащихся и их успеваемость влияет другая психологическая методика — обучение педагогов приёмам работы, поддерживающим мышление роста.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!