Результаты исследования, проведённого в нескольких школах Санкт-Петербурга, представила на 11-й ежегодной Международной конференции Евразийской ассоциации оценки качества образования (ЕАОКО) «Управление качеством образования на основе оценки» профессор НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Наталья Заиченко. Она выступила с докладом «Качество академических результатов школьников и социальный капитал педагогов в школах с низкими образовательными результатами».
Какие школы исследовали
Пять из шести школ, включённых в исследование, работают с детьми в непростых жизненных ситуациях. Так, в них много детей в классах коррекции (до 30%), для большой доли учеников русский язык не родной, многие растут в неполных семьях. Кроме того, классы часто переполнены, а школьные здания требуют ремонта. Шестая школа в исследовании — гимназия, которая имеет более благоприятные условия работы. Её включили в выборку для контроля и сравнения.
Из года в год эти школы показывают низкие образовательные результаты. Но при этом некоторые всё же справляются лучше других. Учёные предположили, что достигать более высоких результатов позволяют более плотные социальные связи в учительских коллективах.
Что именно изучали
Чтобы проверить гипотезу, исследователи измерили в каждой школе индекс сплочённости (психологической взаимности группы) по методике Морено, а также построили социограммы — карты социальных связей внутри коллектива школы.
Информацию об учительских коллективах сопоставили с результатами Всероссийских проверочных работ по русскому языку и математике в 4–6-х классах в течение трёх лет с 2018-го по 2020-й.
Общая для всех школ в исследовании проблема хорошо знакома и другим школам России: в пятом классе ученики начинают показывать результаты хуже, чем в начальной школе. У многих в дальнейшем оценки так и не улучшаются. Так, в некоторых школах из тех, что вошли в выборку, оценки при переходе из четвёртого в пятый класс снизились в среднем на 1,2 балла по обоим предметам. В других случаях ухудшение было не таким резким, но тоже наблюдалось.
Как связаны сплочённость коллектива и результаты ВПР
Сопоставление социограмм связей и результатов ВПР позволило исследователям выделить одну из школ. При весьма сложных условиях — школа работает в старом здании, классы переполнены на 160% — образовательные результаты там выше, чем в остальных. Более того, они даже выше, чем во взятой для контроля гимназии! Оценки по русскому языку год от года снижались незначительно, а по математике после снижения на 0,5 балла в пятом классе выросли на 0,7 балла в шестом.
Социограмма этой школы тоже явно отличается от других: учителя начальной школы, согласно ей, интегрированы в остальной коллектив.
В чём причина таких отличий? Учёные выяснили, что только в этой школе из исследованных действует предметное обучение в начальных классах. Уже у второклашек часть занятий проводят учителя-предметники, а не один и тот же педагог. Поэтому в среднюю школу ученики переходят практически с теми же учителями, к которым привыкли. Они испытывают в пятом классе меньший стресс и легче адаптируются к новой организации учебного процесса.
Наталья Заиченко подчеркнула, что исследование нельзя считать однозначным подтверждением того, что развитые связи между учителями всегда позитивно влияют на качество образования. Но выводы доказывают, что включать начальные классы и их педагогов в общий школьный коллектив полезнее, чем оставлять началку обособленной.