Скидки до 50% и курс в подарок : : Выбрать курс
Образование
#новости

Исследование: увлечённые работой учителя реже используют вовлекающие сообщения

Похоже, они им просто не нужны, потому что им и без дополнительных мотиваторов удаётся удерживать интерес учеников.

Практически на любом школьном уроке учитель не только выдаёт информацию и инструкции, но ещё и обращается к ученикам с обратной связью или различными сообщениями — например, вовлекающими. К ним можно отнести любые мотивирующие призывы — например, уделить внимание конкретному заданию, подумать над текстом из учебника, сконцентрироваться на тесте, тренировать какой-либо навык регулярно и так далее.

Тому, какие именно вовлекающие сообщения используют разные педагоги и как часто они это делают, посвящено новое исследование учёных из Испании и Норвегии. Оно опубликовано в журнале Learning and Instruction.

Как проводили исследование

Это не первое исследование того, какие сообщения педагоги используют на занятиях, но большинство предыдущих научных работ по этой теме, как отмечают авторы новой статьи, основаны на отчётах учеников о том, как к ним обращаются учителя. Это субъективные данные, и они могут быть неточными. В новой работе авторы использовали аудиозаписи реальных уроков и информацию об успеваемости учащихся, а также дополнительно изучили отношение педагогов к работе.

Исследование проводили в 16 испанских школах. Участниками стали 39 учителей математики. Каждый из них записал по восемь своих занятий с одним или несколькими классами. Всего в исследовании были задействованы 59 групп старшеклассников — в сумме 963 ученика.

С помощью сервиса на основе ИИ аудио перевели в текст (расшифровки для каждой группы составили приблизительно по 100 страниц). Используя специальный скрипт, исследователи выделили 10% текста, где предположительно содержались вовлекающие сообщения, и в дальнейшем работали с этой выборкой.

Дополнительно они использовали школьные данные об оценках учеников по математике, чтобы определить, используют ли педагоги вовлекающие сообщения со всеми группами учеников или только с отдельными. Изначально исследователи предполагали, что больше внимания учителя уделяют мотивации самых слабых учеников. Кроме того, отдельно с помощью специального опросника оценивалось отношение учителей к их работе, чтобы понять, насколько они увлечены ей.

Что удалось выяснить

Исследователи использовали разработанные ранее другими учёными подходы, которые позволяют разделить вовлекающие сообщения на несколько типов. Так, педагог может подчёркивать преимущества от выполнения задания — оценки, новое знание, одобрение родителей. Или, наоборот, обращать внимание учеников на проблемы, с которыми они столкнутся, если не сделают заданное. Например, учитель может говорить, что если ученики сейчас не возьмутся за работу, то им придётся доделывать задание на перемене. Или даже ссылаться на отдалённые последствия: если они сейчас не постараются разобраться в этой теме, то провалят экзамен по предмету и не смогут поступить на желаемую специальность.

Кроме того, сообщения делят по типу мотивации, к которой обращается учитель, — например, внешняя (обещает награды или наказания) или внутренняя (говорит о том, что задание само по себе интересное).

Анализ прозвучавших на уроках сообщений показал, что учителя в целом чаще обращаются с вовлекающими сообщениями к более сильным ученикам, а не к более слабым, и при этом делают фокус на внешнюю мотивацию. Авторы предположили, что учащиеся с хорошими результатами уже, скорее всего, вовлечены в предмет и считают его интересным. Возможно, учителя указывают таким ученикам на возможные внешние бонусы или наказания, потому что не видят иного способа подчеркнуть важность отдельных заданий. Исследователи считают, что педагогам было бы полезно включить в беседы с классами и другие типы сообщений, потому что обращение к внутренней мотивации в целом более продуктивно и положительно сказывается на психологическом благополучии учащихся.

Ещё одну интересную закономерность эксперты выявили в связи между сообщениями, которые использует учитель, и его отношением к работе. Выяснилось, что чем больше педагог увлечён своей работой, тем реже он прибегает к любым типам сообщений, мотивирующих учеников поработать над задачей, приложить больше стараний и так далее.

Как предполагают исследователи, педагогам-энтузиастам, возможно, кажется, что учащиеся разделяют их вовлечённость и не нуждаются в дополнительной мотивации. Есть вероятность, что так и происходит на самом деле: школьники перенимают отношение педагога к предмету и на уроках вовлечённых учителей сами проявляют больше энтузиазма, чем на уроках тех, с чьей стороны они не чувствуют интереса к предмету.

Любопытно, что если педагоги, которые относятся к работе с большим энтузиазмом, всё же используют вовлекающие сообщения, то они практически не применяют те из них, в которых делается акцент на возможных потерях. То есть они больше говорят о преимуществах и о позитивной стороне учёбы.

Кстати, недавно мы рассказывали о факторах, которые россияне считают самыми важными при изучении русского языка в школе. В том числе это талант и харизма преподавателя.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.

Узнать подробнее



Жизнь можно сделать лучше!
Освойте востребованную профессию, зарабатывайте больше и получайте от работы удовольствие.
Каталог возможностей
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована