В журнале «Психологическая наука и образование» опубликовано исследование того, как разные стратегии поступления связаны с психологическим благополучием и академическими результатами студентов. Опрос 4920 первокурсников из 19 российских вузов провела и проанализировала группа учёных из Российской академии образования (РАО) и ряда университетов. Руководили этим проектом академики Татьяна Тихомирова и Виктор Басюк.
69,4% участников исследования учатся на бюджетных местах, но они поступили в вузы различными способами:
- по результатам ЕГЭ — 73,3%;
- по целевому набору — 7%;
- по окончании колледжей — 7,4%;
- по результатам олимпиад школьников — 2,4%;
- по сочетанию ЕГЭ и дополнительных вступительных испытаний — 9,2%.
В рамках исследования учёные оценили три ключевых индикатора психологического благополучия: психологическое самочувствие, субъективное счастье и уровень личностной тревожности. Для этого студенты заполняли различные опросники. Например, уровень психологического самочувствия определяли по согласию или несогласию участника с тами утверждениями, как «У меня хорошее настроение и чувство бодрости», «Я чувствую себя активным и энергичным» и так далее. Кроме того, исследователи проанализировали результаты первой экзаменационной сессии.
Оказалось, что группы первокурсников, поступивших в вузы благодаря разным стратегиям, отличаются по уровням психологического благополучия. Так, самый высокий уровень психологического самочувствия (66,03 балла) наблюдался у студентов, поступивших в рамках целевого набора, а самый низкий (59,46) — у студентов, поступивших по результатам олимпиад. Целевики также оказались наименее тревожными, а у олимпиадников, напротив, уровень тревожности максимальный. У выпускников колледжей зафиксирован самый низкий уровень субъективного счастья (17,15 балла).
Средние показатели психологического благополучия студентов с различными стратегиями поступления, в баллах
Стратегия поступления в вуз | Уровень психологического самочувствия | Уровень субъективного счастья | Уровень тревожности |
---|---|---|---|
по результатам ЕГЭ | 62,64 | 18,03 | 41,27 |
по результатам олимпиад школьников | 59,46 | 18,65 | 43,97 |
по целевому набору | 66,03 | 18,42 | 38,53 |
по окончанию организаций СПО | 59,73 | 17,15 | 42,27 |
по результатам ЕГЭ и доп. вступительных испытаний | 62,16 | 18,43 | 43,86 |
Авторы объясняют результаты так: низкие показатели психологического благополучия наблюдаются у первокурсников, чей способ поступления в вуз был связан с наиболее интенсивной подготовкой и длительным психологическим напряжением. Кроме того, высокие уровни тревожности могут свидетельствовать о повышенных требованиях студентов к себе и желании во что бы то ни стало держать высокую планку достижений. Словом, неудивительно, что хуже всех психологически себя чувствуют олимпиадники.
Что касается результатов первой сессии, то в среднем лучше всех с ней справились поступившие на основании ЕГЭ и дополнительных вступительных испытаний. В этой группе наибольшая доля отличников (24,2%) и наименьшая доля студентов с задолженностями (2,3%). Даже у олимпиадников эти показатели немного ниже (23,2% и 3,4% соответственно). А наиболее слабые результаты (17% отличников и 9% должников) — у студентов, поступивших после колледжей.
Поступление в колледжи сегодня остаётся самым популярным вариантом для тех, кто не хочет сдавать ЕГЭ, но планирует впоследствии поступить в вуз (хотя по действующим сейчас правилам вуз может установить для абитуриентов на базе СПО тоже ЕГЭ в качестве вступительных испытаний, а в будущем даже имеющую сейчас возможность поступать без ЕГЭ хотят ограничить). При этом известно, что после СПО в вузы чаще, чем после школ, поступают на платные места — проще говоря, не выдерживают конкуренции за бюджетные места с теми, кто учился в 10–11х- классах.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- Психологическое благополучие студентов: что с ним не так и чем помочь
- В Китае каждый третий студент теряет интерес к учёбе сразу после поступления в вуз
- Исследование: некоторые троечники академически успешнее отличников
- В МИФИ выступили в защиту льгот олимпиадников при поступлении в вузы
- Исследователи выяснили, что мотивирует школьников участвовать в олимпиадах