Учёные из университетов Китая и Австралии провели масштабное исследование удовлетворенности пользователей массовых открытых онлайн-курсов (МООК). Для этого с помощью методов машинного обучения они проанализировали 102 184 отзыва о 401 курсе по 13 различным дисциплинам на онлайн-агрегаторе курсов Class Central. Результаты исследования опубликованы в журнале Computers and Education: Artificial Intelligence.
Подробно исследователи проанализировали 99 779 полезных отзывов, в которых имелась информация о конкретных аспектах обучения. Чаще всего студенты оставляли отзывы на курсы по программированию (40,99%), личному развитию (20,9%), а также здоровью и медицине (14,48%).
Учёные выяснили, что в положительных отзывах студенты чаще всего упоминали положительные качества преподавателей, а также делились своими личными историями. В выводах исследователи подтвердили, что учащиеся ценят преподавателей, которые проявляют компетентность и при этом говорят доступно и увлекательно. Кроме того, анализ показал, что учащиеся, которые выражают более высокий уровень общей удовлетворённости, как правило, предоставляют в отзывах о МООК больше личной информации (например, о своём прошлом, интересах, потребностях и опыте). Можно предположить, что позитивные впечатления у таких студентов складываются, потому что они чувствуют, что курс соответствует их ожиданиям и помогает освоить именно те знания и навыки, в которых они нуждались.
Отрицательные отзывы чаще всего были связаны с такими аспектами, как качество платформы и инструментов, процесс обучения и оценка заданий. Проблемы, связанные с функциональностью платформы и процессом обучения, неизменно снижают удовлетворённость студентов. Недовольные учащиеся часто упоминали проблемы, связанные с низким качеством видео и с работой автоматических систем оценивания. Многие сообщали, что в таких автоматизированных системах заданы слишком строгие стандарты проверки, из-за чего правильные ответы не засчитываются. Студентов особенно расстраивает, когда из-за незначительных отклонений или технических сбоев они не могут получить оценку за выполненную работу. Другие существенные факторы, из-за которых студенты писали отрицательные отзывы, — недостаточная глубина и полнота содержания лекций, а также стандартные или неполные ответы на их вопросы по ходу курса.
Исследователи считают, что улучшение механизмов обратной связи, которые решают конкретные вопросы учащихся, предоставление более полного учебного контента и интеграция реальных примеров из практики в материалы курса помогут учащимся успешнее преодолевать трудности и чаще завершать онлайн-курсы.
На EdTech-рынке России усиливается запрос на качество образовательных продуктов. Выработку соответствующих стандартов руководители крупнейших компаний обозначили как один из главных трендов 2025 года. Такие стандарты, считают лидеры отрасли, должны стать инструментом саморегулирования отрасли. В 2024-м разработку стандарта качества образовательных продуктов начали Skillbox и НИУ ВШЭ, а также эксперты компании OTUS.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее