Шведские и норвежские исследователи выяснили, как уровень студенческой прокрастинации меняется в течение семестра. Исследование опубликовано в журнале BMC Psychology.
Учёные оценили уровень прокрастинации и перфекционизма у 1480 студентов восьми шведских университетов. Большинство участников (67%) обучались на технических специальностях. Средний возраст студентов составил 23 года. Интернет-опросы среди них проводили четыре раза за учебный год — в начале семестра (сентябрь/октябрь), в конце семестра (декабрь/январь), в середине семестра (март/апрель), по окончании семестра (июнь/июль).
В более ранних исследованиях доказывалось, что мотивация к обучению должна расти, а прокрастинация — уменьшаться по мере приближения к дедлайну (то есть к концу семестра). Это объяснялось теорией, в которой прокрастинацию определяют как сбой саморегуляции, связанный с взаимодействием четырёх переменных:
- Ценность, которую принесёт завершение действия — например, сдача учебной работы или успешное завершение курса.
- Ожидание достижения этой ценности, то есть то, насколько она желанна.
- Оставшееся до достижения ценности время.
- Уровень импульсивности (чувствительность к задержке) — чем он выше, тем сложнее человеку держать фокус на долгосрочных целях.
Согласно этой теории, то, сколько осталось времени до достижения цели, имеет особое значение для прокрастинаторов. Среди них цели в относительно далёком будущем ценятся меньше, чем цели в пределах досягаемости. И если до завершения действия осталось немного времени, мотивация должна быть максимальной.
Однако новое исследование шведских учёных не подтвердило эту теорию. Оказалось, что уровень прокрастинации студентов был стабилен в течение года — наблюдались лишь небольшие колебания.
Пол студентов не влиял на склонность к прокрастинации. В то же время чрезмерно самокритичные студенты с высоким уровнем перфекционистских опасений — то есть те, кто сомневался в своей способности приблизиться к идеалу, — отличались и более высоким уровнем прокрастинации в течение всего учебного года. При этом само по себе стремление к перфекционизму, то есть высокие стандарты и ожидания от своей работы, с прокрастинацией не было связано.
Ранее исследование учёных из Пакистана и Малайзии показало, что учащиеся, которые чаще использовали ChatGPT, были более склонны к прокрастинации, чем те, кто пользовался этим инструментом реже.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!