Исследовательница из Красноярского государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева Анна Дьячук выяснила, на какие группы по показателям академической успешности можно разделить российских студентов и как учащиеся из разных групп относятся к трудным ситуациям в учёбе и справляются с ними. Результаты работы опубликованы в сборнике научных статей «Благополучие в образовании: современные исследования» НИУ ВШЭ.
Как проходило исследование
Академическую успешность Анна Дьячук в этой работе определила не просто как успеваемость студентов (то есть их отметки), а через соотношение результатов обучения, удовлетворённости самих студентов их достижениями и их отношения к учёбе. Исследовательница поясняет, что один и тот же уровень успеваемости может быть достигнут разной ценой. И если студент добивается высоких отметок с большими усилиями, но находится в постоянной тревоге, не видит смысла в большинстве заданий и никогда не бывает удовлетворён своими результатами, то успешным его назвать трудно. Хотя бы потому, что стресс и перенапряжение — это риск для психологического благополучия и здоровья.
Поэтому в онлайн-опросник, который в ходе исследования заполнили около 2 тысяч студентов в возрасте от 17 до 26 лет из двух регионов, вошли вопросы не только о результатах последних экзаменационных сессий. Учащиеся ответили также на вопросы о том, как они сами оценивают динамику своих учебных результатов, и о том, какие переживания испытывают в связи с учёбой — чувствуют ли они, что для достижения результата надо прилагать усилия, испытывают ли удовольствие, понимают ли смысл своей деятельности или скорее ощущают пустоту (как отсутствие содержательности и смысла). А ещё студенты заполнили опросники для определения типа их поведения в трудных ситуациях и для оценки их самоэффективности (то есть веры человека в то, что он может справиться с поставленной задачей).
Какие кластеры и группы студентов удалось выявить
Анализ позволил выделить десять кластеров студентов по академической успешности. При этом студенты с одинаковыми отметками вошли в разные кластеры, так как сильно отличались по удовлетворённости результатами и преобладанию удовольствия или пустоты во время учёбы. Дополнительно Анна Дьячук распределила все кластеры по четырём группам в зависимости от того, насколько успешно входящие в них учащиеся функционируют в учебной среде.
1. Группа с низким уровнем функционирования.
Эта группа объединила два кластера — «уходящих от трудностей» (10,6% всей выборки) и «фрустрированных студентов с высокой успеваемостью» (2,7%). Хотя отметки у студентов в этих двух кластерах сильно различались: у первых остались многочисленные долги после сессии, вторые учились в основном на «отлично» — в группе в целом преобладали ощущение пустоты, плохое и пониженное самочувствие и высокая ситуативная тревожность. Представители обоих кластеров сообщили, что в последние полгода их учебная успешность снижается.
2. Группа с пониженным уровнем функционирования.
В эту группу вошли «неэффективные хорошисты» (22,7%), «подавленные хорошисты и отличники» (9%) и «тревожные отличники» (4,5%). Их объединяло то, что при переживании отчуждения и подавленности они стремились сохранить высокие академические результаты. Эта группа стала самой многочисленной, составив более трети всей выборки.
3. Группа с повышенным уровнем функционирования.
В неё вошли «ищущие возможности троечники» (16,2%) и «продуктивные студенты с высокой успеваемостью» (8,7%). При разной успеваемости представители обоих кластерах показали значительно более высокий, чем студенты в предыдущих группах, уровень удовольствия в процессе учёбы и редко сообщали об ощущении пустоты.
4. Группа с высоким уровнем функционирования.
Она объединила в себе «оптимистичных хорошистов» (14,4%), «эффективных с высокой успеваемостью» (7,2%) и «вовлечённых в учебную деятельность» (4,1%). Эти студенты чаще других переживают удовольствие и смысл в процессе учёбы, позитивно оценивают динамику своей успеваемости и в целом лучше себя чувствуют и меньше тревожатся, чем учащиеся в других группах. Кстати, в кластере «оптимистичных хорошистов» многие сообщили, что в последние сессии получали и отметки «удовлетворительно» (то есть не все были нацелены на высокие отметки).
Чем отличается поведение этих групп студентов
Проанализировав ответы студентов на вопросы об их поведении в трудных ситуациях и об их вере в свои способности, исследовательница смогла выявить, какие конкретные особенности отличают друг от друга учащихся в разных группах.
Так, студенты с повышенным и высоким уровнями функционирования (из третьей и четвёртой группы) чаще других обращаются к проблемно-ориентированным и проактивным копинг-стратегиям (то есть способам преодоления стрессовых, трудных ситуаций, которые уже произошли или возможны в будущем). Они стремятся планировать свои действия на случай возможных проблем, а если всё же оказались в трудной ситуации — найти в ней плюсы и активно действовать. Иногда они сами стремятся к трудностям, чтобы испытать себя и научиться новому.
И наоборот, студенты с низким и пониженным уровнем функционирования использовали копинг-стратегии с краткосрочным эффектом. Это отрицание проблемы и уход от неё — поведенческий (например, когда человек признаёт, что ничего сделать нельзя, и не пытается исправить ситуацию) или мысленный (когда человек просто старается не думать о проблеме). Для «тревожных отличников» оказался более характерен постоянный поиск сигналов «угрозы», предвестников каких-либо проблем. Но реагировать на трудности им это не помогало — как раз из-за неэффективных копинг-стратегий. Интересно то, что к планированию своих действий в этой группе оказались склонны только представители немногочисленного кластера «фрустрированных студентов с высокой успеваемостью» — возможно, именно способность планировать и помогала им сохранять хорошие отметки.
Исследовательница предполагает, что в дальнейшем, анализируя разные показатели академической успешности, можно будет определить, с какими затруднениями в учёбе чаще сталкиваются студенты из различных групп и кластеров, и разработать для них более эффективные меры психологической поддержки.
Кстати, ранее исследователи ВШЭ выявили, что удовлетворённость обучением во многом зависит от вовлечённости студентов — то есть от их собственных усилий.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- «Сложно обсуждать педдизайн, если в аудитории психологически неблагополучные люди»
- Исследователи выяснили, сколько в России отличников, хорошистов и троечников
- Пустота и удовольствие: что влияет на отношение к цифровой образовательной среде?
- Необычная практика: как студентов оценивают за старания, а не за результат