Образование
#новости

Исследование: какими качествами обладают учителя-эксперты

Учёные из Англии и Турции обобщили характеристики самых профессиональных педагогов.

Что объединяет учителей, которые считаются экспертами в своей области? Можно ли выявить профессиональные качества, личностные черты, знания и навыки, которыми обладает большинство из них? Этой теме посвятили своё метаисследование доцент кафедры прикладной лингвистики из Уорикского университета (Великобритания) Джейсон Андерсон и его коллега Гюльден Танер из Измирского экономического университета (Турция). Рассказываем, как проходило исследование и что выяснили учёные.

Как проходило исследование

Итак, учёные решили сопоставить результаты эмпирических исследований, в которых изучались отличительные черты учителей-экспертов — знания, познавательные способности и убеждения, личностные качества и практики, которые они применяют в работе.

Здесь возникает закономерный вопрос: как определить, кто является учителем-экспертом? Разумеется, однозначного определения найти нельзя: экспертность учителя можно оценивать по результатам его учеников, по обратной связи от них и отзывам начальства и коллег, а также по победам в профессиональных конкурсах — и не только.

Андерсон и Танер посчитали, что наиболее полный портрет учителя-эксперта получится составить только в том случае, если не углубляться в дебри терминологии. Поэтому для начала они собрали все научные работы, где идёт речь об учителях-экспертах, — независимо от критериев, которые применяли авторы.

Затем исследователи провели несколько этапов отбора (например, исключили те работы, в которых рассматривались учителя с опытом работы меньше пяти лет, а также педагоги, обучающие взрослых) и в итоге остановились на 106 материалах. Всего в этих исследованиях участвовали 1124 человека — педагоги начальной школы и учителя-предметники из 17 стран мира.

Далее Андерсон и Танер проанализировали результаты этих научных работ, чтобы выявить конкретные особенности учителей-экспертов, которые упоминаются чаще всего. Вот что они обнаружили.

Какие черты свойственны учителям-экспертам

Все выделенные качества участников исследований Андерсон и Танер разделили на шесть групп — от знаний до применяемых практик.

Знания

Результаты оказались довольно ожидаемыми. Учителя-эксперты хорошо владеют педагогической теорией, знают, как учатся дети и подростки — и в целом, и в отношении конкретных учеников. Они глубоко погружены в свою предметную область, но при этом обладают комплексным знанием в широком спектре тем и научных областей.

Когнитивные навыки

Учителя-эксперты внимательны ко всему, что происходит в классе, — к тому, как ученики себя ведут, какой у них прогресс, нужна ли кому-то поддержка. Зачастую они способны прогнозировать вероятные сложности и предотвращать их. Кроме того, они владеют когнитивными стратегиями и методиками, которые помогают управлять процессом обучения, реагировать на возникающие проблемы и принимать взвешенные решения даже в нестандартных ситуациях.

Убеждения

Педагоги-эксперты уверены, что хорошие отношения с учениками — залог успеха. Они воспринимают каждого ребёнка как личность со своими интересами, потребностями и уникальным опытом. Таким учителям свойственно чувство ответственности перед учениками — они осознают свою важную роль в их воспитании и развитии.

Что интересно, взгляды многих педагогов-экспертов укладываются в концепцию конструктивизма, согласно которой важно позволять ученику самостоятельно выстраивать знания, а не просто транслировать ему информацию. Ещё учителей-экспертов объединяют высокие требования к результатам учеников и твёрдое убеждение, что они способны их достичь.

Личностные качества

Среди личностных черт педагогов-экспертов особенно выделяются три — любовь к профессии, уверенность в себе и своих силах, а также искренняя забота об учениках. Таким учителям также нередко свойственны профессиональные амбиции и высокая мотивация, настойчивость и развитая саморегуляция — то есть умение управлять своим поведением и психоэмоциональным состоянием.

Универсальные компетенции

Рефлексия и стремление постоянно развиваться — эти черты характеризуют большинство учителей-экспертов. Также они большое внимание уделяют сотрудничеству в разных формах — участвуют в профессиональных сообществах, помогают коллегам (в том числе как наставники), активно делятся своими идеями и опытом. Ещё одна общая особенность педагогов-экспертов в том, что они преданы своему делу и трудолюбивы.

Педагогические практики

Учителя-эксперты внимательно относятся к планированию уроков, следят за структурой и связностью материалов и различных активностей. Но при этом сохраняют гибкость и готовы по необходимости внести коррективы. Учебники педагоги нередко адаптируют и дополняют собственными наработками.

Важную задачу педагоги-эксперты видят в том, чтобы вовлечь и заинтересовать учеников, применяют нестандартные методы обучения и юмор. Такие учителя уделяют внимание развитию софт-скиллов и метакогнитивных навыков, используют скаффолдинг и формирующее оценивание, работу в группах и парах. Также они нередко применяют эвристические методы и проблемно-ориентированное обучение.

Что означают эти результаты

Андерсон и Танер предостерегают от того, чтобы воспринимать названные выше характеристики как список критериев, которым должен соответствовать учитель, чтобы считаться экспертом. Это всего лишь черты, которые чаще всего встречаются среди экспертов. Тем более что, по словам исследователей, немалая их часть присуща многим другим учителям. И, конечно, вряд ли кто-то один сможет воплотить в себе их все.

При этом, как считают Андерсон и Танер, полученные результаты могут быть полезны в профессиональном педагогическом образовании — как ориентир для проектирования курсов и программ. А ещё этот портрет учителя-эксперта педагоги могут использовать для оценивания себя, чтобы определить направления профессионального развития. Для оценки качества работы учителей это метаисследование тоже подойдёт — но опять же не как список критериев, а как основа для разработки релевантных инструментов оценивания.

Освойте топовые нейросети за три дня. Бесплатно
Знакомимся с ChatGPT-4, DALLE-3, Midjourney, Stable Diffusion, Gen-2 и нейросетями для создания музыки. Практика в реальном времени. Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована