Что это за исследование
НИУ ВШЭ опубликовала исследование «Роль семьи в образовании ребёнка: конструирование образовательного пространства и коммуникация со школой». В рамках проекта «Мониторинг экономики образования» учёные опросили 14 337 родителей школьников с первого по одиннадцатый класс из разных регионов России. И в том числе проанализировали, какие типы онлайн-ресурсов используются для дополнительного образования школьников.
Сколько школьников получают дополнительное образование онлайн
Данные опроса показали, что 78% школьников посещают дополнительные занятия. Из них 62%, или 8855 человек, делают это вне своей общеобразовательной школы, в том числе с помощью онлайн-курсов (5%). Всего же занимаются допобразованием с помощью интернета, в том числе с репетиторами, 7,6% детей.
Исследователи также обнаружили, что, хотя для детей из сёл интернет — зачастую единственный способ доступа к дополнительному образованию, в реальности этим пользуется только 4,1% сельских школьников. Для сравнения: среди жителей самых крупных городов этот показатель составляет 14,7%.
Вероятно, причина в том, что у многих сельских школьников отсутствуют условия для онлайн-занятий: у 36% семей нет домашнего компьютера или ноутбука. В целом среди всех опрошенных, независимо от того, где они живут, техники для интернет-занятий нет у 26%.
Правда, среди старшеклассников ситуация лучше: 91% жителей мегаполисов и 86% живущих в сёлах уже могут заниматься на компьютере дома.
Какие онлайн-ресурсы дополнительного образования для школьников наиболее популярны
У родителей также спросили, какими образовательными интернет-ресурсами пользовался их ребёнок. Респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа.
На первом месте с большим отрывом — онлайн-платформы и сборники задач, такие как 01Math, «ЯКласс», «Яндекс.Учебник» и «Учи.ру». Исследователи предполагают, что это связано с активным использованием подобных платформ школами во время дистанта.
Далее следуют электронные библиотеки и сервисы для подготовки к ОГЭ/ЕГЭ и олимпиадам (их выбрали по 14% респондентов). Ещё 12% указали онлайн-курсы и лекции — «Фоксфорд», «Универсариум», Лекторий МФТИ, Arzamas, «ПостНаука» и другие. Остальные интернет-ресурсы пользуются ещё меньшей популярностью.
В использовании образовательных онлайн-ресурсов исследователи тоже выявили различия между жителями сёл и крупных городов. Так, дети, живущие в мегаполисах и чьи матери имеют высшее образование, чаще используют электронные библиотеки, проходят онлайн-курсы и практикуют иностранные языки и программирование с помощью приложений.
Среди всех опрошенных родителей 32% ответили, что их ребёнок не пользуется никакими образовательными сайтами или приложениями. Этот показатель тоже различается между наиболее ресурсной (жители мегаполиса, у матери есть высшее образование) и наименее ресурсной (жители села, у матери нет высшего образования) группами — 19% и 43% соответственно.
Заметим, что в том же исследовании есть более подробные данные о том, сколько детей занимаются на дополнительных курсах в школе и вне её, а также о наиболее популярных направлениях допобразования.