«Этот нормализованный бред пора прекращать»
Репетитор вынужден работать за троих: за себя, методиста и психолога. Почему, рассказывает эксперт по изучению английского. Но это не только про язык.
Катя Павловская для Skillbox Media
Мария Ковина-Горелик
Преподаватель английского, руководитель проекта How to know how об изучении языка и блогер. С разрешения Марии публикуем колонку на основе её поста на личной странице в Facebook*.
Чего хотят учащиеся
Я долго была адвокатом студентов. Смотрела на процесс изучения языка их глазами, слушала их истории, анализировала их нужды и потребности. Объясняла, как подобрать учителя и как понять, что он делает на уроке, когда имеет смысл прислушиваться, а когда — сматывать удочки без сожалений. Я глубоко, насколько это возможно для неспециалиста, залезала в нейрофизиологические процессы, поддерживающие обучение. Исследовала механизмы памяти, внимания, эмоциональных реакций и физиологических ощущений. Изучала мотивацию и вместе со студентами искала способы её поддержать. На все эти темы у меня есть с десяток вебинаров, бездонное количество статей и сотни часов работы с клиентами.
Проект развивался. Я успела получить методическое образование, походить на профессиональные конференции и расширить своё восприятие. Картинка стала объёмной, а проект оброс неофициальным комьюнити преподавателей. Я стала делать продукты и для этой аудитории и, соответственно, лучше её понимать.
Хорошо слышать одновременно две стороны оказалось в разы сложнее, но узнанное не «раззнаешь».
Мне пришлось признать: то, чего хочет большинство студентов и в обретении чего я так искренне и доблестно пыталась им помочь, получить невозможно.
Либо невозможно в воображаемые ими сроки. В рамках выделенных ими ресурсов. На том уровне психологической зрелости, на котором они находятся. Теми способами, которые доступны их представлениям. От тех учителей, от которых они пытаются это получить.
Три валуна, под которые не течёт вода
То, чего хотят современные учащиеся, почти никак не оформлено в готовые рабочие схемы на массовом уровне. А это значит, что у учителей нет готовых рельсов, по которым можно безопасно ехать, разделив ответственность с уважаемыми организациями, институтами, издательствами и авторами. В поле изучения английского языка есть три валуна, под которые сейчас не течёт вода.
Студент приходит не учиться
Современные студенты испытывают давление среды, требующей явить знание языка прямо сейчас. Неважно, откуда оно берётся, важно, что сила его обычно сокрушительна. Студент не справляется на том уровне, который есть, и идёт к преподавателю с просьбой: «Помоги».
Преподавателю его пропустить дальше некуда. Он пытается решить задачу имеющимися в руках инструментами, но их не хватает, чтобы совладать с давлением, которое несоразмерно ничему: ни реальности, ни инструментам. Студент не получает искомого — и в целом не получит, что бы преподаватель ни делал.
Преподаватель вынужден утомительно защищать свои границы и проводить бесконечную разъяснительную работу, которая (плохо и временно, но хоть как-то) сможет погасить тревогу ученика. Таким образом, часть давления преподаватель неминуемо возвращает студенту, потому что оно абсурдно, вредно и мешает ему работать, а студенту — учиться.
Но студент пришёл не учиться. Он пришёл снизить давление. И он не готов находиться в скороварке давления с двух сторон. И учитель, и ученик оказываются заложниками этого пресса, и оба не знают, что им делать.
Учитель — сам себе методист
Современные студенты не хотят «как в учебнике», они хотят «как в жизни». Помимо всех методических аспектов, которых студент не понимает и от которых у любого учителя начинает хлестать кровь из глаз (потому что «как в жизни» учить не-воз-мож-но), замечу, что подготовка индивидуально скроенных уроков по «живым» материалам, к которым нет готовых заданий, — это долго, дорого и сложно.
Учитель обнаруживает себя в позиции методиста, который не воплощает готовые сценарии, а принуждён их создавать. Это совсем другая работа, к которой его вообще-то не готовили и за которую ему, вообще-то, не платят.
Учитель тратит неведомое время на поиск подходящего фрагмента из килотонн аутентичного материала, ещё часа полтора на формирование заданий вокруг него. Студент проглотит эту работу за 15–30 минут и ещё скажет: «Мне эта тема не очень интересна, давайте в следующий раз про бейсбол».
Если учитель в основном живёт частными уроками, то эта работа ещё и никак не масштабируется. Нормальный методист разрабатывает задание, помещает его в учебник, тиражирует его на тысячи копий и ест на это года полтора всей семьёй, включая собаку.
Обычный учитель с десятком индивидуальных капризуль проделывает ювелирную работу и сможет использовать её максимум десяток раз, если подберутся студенты одного уровня. И не получит за это ни денег как следует, ни признания. Это точка скоростного выгорания и потенциального профессионального краха. Естественно, что никто из учеников не мыслит этими категориями. А из учителей — единицы. Как правило, те, кто уже смотрит этому краху в лицо.
Учебный процесс не идёт без психологической поддержки
Современные студенты требуют мощного психологического обслуживания на пути. Учителя имеют дело с бесконечной фрустрацией, обесцениванием плодов труда, потерей мотивации, самосаботажем, агрессией, депрессией и отсутствием метанавыков, а также с неосознанностью всего вышеперечисленного.
Вместо осознания в ход идут обычные рационализации: «нет времени», «нет сил», «так всё навалилось» и прочие формулировки, которые ничего не объясняют и ничего не решают. Дофамина нет, серотонина нет, окситоцина нет, дохлые пони ходят по кругу на верёвке.
Преподаватели, если хотят зарабатывать своей профессией, вынуждены включаться в вопросы дисциплины, формирования привычек и рутины, в работу над концентрацией и вниманием, в обучение рефлексии, самовалидации и самоподдержке.
Это почти полноценная психологическая поддержка, без которой современный учебный процесс, как выяснилось, не едет практически никуда. Или едет очень недолго. Или едет с таким трудом, что потом откатывается дальше той точки, откуда приехал, так что лучше было и не начинать.
Пора осознать проблему
В итоге мы имеем картину, в которой:
- студенты желают получить результат, в разы превосходящий по качеству и скорости тот, на который рассчитаны мощности нормального преподавателя и средняя плата по рынку;
- при этом они хотят максимально сохранить потребительскую позицию, наивность ума, деньги и время (потому что измучены давлением среды и болеют иллюзиями о том, что изучать язык должно быть легко, быстро и дёшево);
- дефицит психологической зрелости, эмоциональной регуляции и осознания реального положения вещей они предполагают восполнить за счёт неоплачиваемого труда преподавателя, который теперь вынужден работать за троих: себя, методиста и психолога.
Мой ответ: к чёрту. Этот нормализованный бред пора прекращать.
Реальность пора осознать, зоны ответственности перераспределить, условия оказания услуг переупаковать, ценники поднять так, чтобы стало больно. Кому не нравится — на здоровье, полно массовых продуктов самых разных ценовых категорий, некоторые очень хорошие.