Исследователи из Стэнфордской высшей школы образования (США) внесли вклад в копилку доказательств о пользе качественного раннего образования.
Они изучили взаимосвязь между тем, в какой школе учится ребёнок, и развитием его головного мозга. Оказалось, что то, какие образовательные возможности эта школа предоставляет ученикам с первых лет обучения, может впоследствии влиять на формирование связей между различными областями мозга учащихся. Статья об исследовании опубликована в журнале Developmental Cognitive Neuroscience.
Для анализа использовали демографические данные и данные нейровизуализации, собранные в ходе лонгитюдного исследования ABCD. Оно стартовало в 2017 году, когда участникам было девять-десять лет, и учёным были доступны данные МРТ мозга для 6410 человек на этот момент, а для 4770 из них — ещё и при повторном визите через два года. Кроме того, все участники и их семьи предоставляли различные демографические данные, в том числе об уровне образования и доходов родителей.
Уровень школ определяли по данным из Стэнфордского архива данных по образованию. Для этого результаты стандартизированных тестов учащихся с третьего по восьмой классы в школах, где учились участники ABCD, сопоставляли со средними для США. Рассчитали два ключевых показателя — средний балл третьеклассников в изучаемой школе и средний ежегодный прирост в результатах учеников. Если они превышали национальный уровень, школу оценивали как наиболее успешную. Ключевым для исследования стал средний балл третьеклассников, потому что он в большей степени отражает образовательные возможности, доступные ребёнку в начальной школе и до поступления в неё.
Исследование выявило прямую связь между тем, в какой школе учится ребёнок, и развитием белого вещества в его головном мозге. Белое вещество — это сеть нервных волокон, которая обеспечивает связь между нейронами мозга (серым веществом) в различных его частях. Выяснилось, что дети в лучших учебных заведениях (с самым высоким средним баллом третьеклассников) демонстрировали больший прогресс в развитии мозга. То есть у всех участников исследования по мере взросления связи между нейронами развивались, но у учеников школ с сильной «началкой» этот процесс шёл более интенсивно. Эффект был выражен чуть сильнее в области мозга, связанной с навыками чтения.
При этом наблюдение оказалось справедливым для детей из разных социальных слоёв. При первом измерении показатели развития мозга были связаны также с оценками уровня дохода и образования родителей: дети из более благополучных и образованных семей несколько опережали сверстников из бедных семей. Но данные повторного визита показали, что у всех детей, независимо от уровня жизни и возможностей их семей, в более успешных школах ускорялось развитие белого вещества.
Исследователи подчёркивают, что использованные ими данные носят наблюдательный характер, и о прямой причинно-следственной связи — ходишь в хорошую началку, лучше развивается мозг во все последующие годы — говорить пока рано. Необходимы дальнейшие исследования на больших выборках, чтобы оценить, какие ещё факторы вмешиваются в процесс. В частности, один важный вопрос исследователи надеются прояснить по полным результатам ABCD за десять лет (они будут доступны в 2027–2028-м). Он заключается в следующем: определяется ли развитие белого вещества в мозге подростка только качеством начального образования, которое он получил ранее? Или разный уровень обучения в последующих классах, определяемый по ежегодному приросту в результатах, тоже по-разному скажется на развитии мозга?
Кстати, это не первое исследование, в котором качество образования связывают с развитием и здоровьем мозга. В другой недавней работе учёные из США выяснили, что на когнитивные способности человека в пожилом возрасте влияет не только уровень его образования, но и то, насколько качественным было обучение. Наиболее сильные способности сохранили те участники исследования, кто за 58 лет до этого окончил школы с большим числом педагогов с высшим образованием.
А ещё ранее исследователи на основании данных ABCD выяснили, что количество времени, проведённого у экранов гаджетов, не влияет на когнитивные способности и развитие нейронных связей у детей.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!