Аналитическое агентство Spektr и маркетинговое агентство Ed.partners выпустили отчёт об основных трендах российского EdTech-рынка в 2023 году по трём направлениям — это тенденции бизнеса, маркетинга и развития продуктов. Отчёт называется «EdTech 2023. Тренды рынка b2c онлайн-образования для взрослых». Его можно скачать по ссылке из телеграм-бота.
Что это за отчёт
Все тренды оценили с точки зрения:
- их зрелости — зарождающиеся они, развивающиеся или зрелые (оценку давали по данным из открытых источников информации);
- их потенциала — низкий, средний, высокий или очень высокий (на основе опроса представителей EdTech-рынка — экспертов из компаний Skillbox, «Яндекс Практикум», Geek Brains, SkillFactory, Ultimate Education, Loftschool, «Нетология» и других).
Например, среди бизнес-трендов зарождается и имеет, по мнению экспертов, высокий потенциал создание совместных учебных программ от EdTech-компаний и вузов. От этого выигрывают обе стороны. «Коллеги обмениваются опытом, наработанными методиками преподавания, благодаря чему растёт качество образования», — комментирует Надежда Галкина, руководитель высшего образования в Skillbox. Ольга Сохнева, руководитель высшего образования в «Нетологии», отмечает, что образовательные платформы повышают свой статус и реализуют принцип lifelong learning, а вузы получают новых студентов и доступ к современным образовательным технологиям.
Какие продуктовые тренды назвали эксперты
Есть шесть продуктовых трендов, которые, согласно отчёту, определят развитие EdTech в ближайший год.
- Рост спроса на обучение IT-профессиям, менеджменту и геймдеву.
Этот тренд назван развивающимся, с очень высоким потенциалом. Причём СМО SkillFactory Никита Старун считает трендом года то, что «вход в IT» становится более осознанным. Проще говоря, люди стали тщательнее продумывать, зачем идут в IT и чем именно будут заниматься в этой сфере. Поэтому растёт потребность в профориентационных продуктах.
- Запуск буткемпов.
Буткемпы — это короткие интенсивные курсы ускоренного обучения новым специальностям (как правило, из IT-сферы). Спрос на них вызван желанием людей получить новую профессию и начать работать по ней как можно быстрее. CEO «Яндекс Практикума» Илья Курмышев говорит, что за 2022 год вырос сегмент аудитории, который ради быстрой смены профессии готов обучаться в интенсивном формате по восемь часов в день. Ещё больший рост спроса на такое обучение эксперт прогнозирует в 2023 году. Тренд тоже оценён как развивающийся, с высоким потенциалом.
- Нелинейное обучение аудитории с разным бэкграундом.
Тренд только зарождается, но потенциал у него высокий, считают эксперты. Суть в том, что программа обучения адаптируется под индивидуальные задачи каждого учащегося: не нужно придерживаться строгой последовательности прохождения отдельных тем курса, можно выбрать любой урок. Такие продукты представил в 2022 году Skillbox. В результате курс может подойти и новичку, и тому, кто уже владеет базовыми навыками и хочет освоить что-то посложнее, перейдя сразу к продвинутым темам.
- Подписная модель (подписка на библиотеку курсов).
Это развивающийся тренд со средним потенциалом. Суть в том, что пользователь платит за доступ к библиотеке небольших курсов, из которых может выбирать разные. Стоимость подписки обычно относительно невысока по сравнению с ценой на длинные, основательные курсы обучения профессиям, которые выступают главным продуктом онлайн-школы. Познакомившись благодаря подписке со школой и её преподавателями, клиент убеждается в качестве — и покупает основной курс, объясняет Никита Подлипский, управляющий директор образовательного холдинга Ultimate Education.
- Открытие офлайн-кампусов с гибридным обучением.
Онлайн-школы открывают в регионах кампусы, где обучение проходит в смешанном формате — с живыми воркшопами, мастер-классами и прочими активностями. Это возможность укрепить сообщество единомышленников, наладить диалог между учащимися и их будущими работодателями, а также выстроить сеть нетворкинга в регионе, считает Сергей Попков, сооснователь и программный директор Skillbox. За прошедший год компания открыла несколько офлайн-школ в разных городах. А «СберУниверситет» открыл кампус в Москве.
Этот тренд в отчёте оценили как развивающийся, со средним потенциалом.
- Короткие видео вместо длинных лекций.
Микрообучение, конечно, далеко не новый тренд. Сторис и рилсы в соцсетях приучили людей потреблять короткий контент. Поэтому традиционные лекции и семинары уже не очень способны удержать их внимание. Но вот потенциал этого тренда оценён как низкий.
Подробнее о каждом тренде можно прочитать в отчёте.