Образование
#новости

Эксперты оценили, что происходит на рынке дополнительного детского образования

98% программ здесь реализуют государственные организации. Причём на официальных ресурсах бизнесу просто невыгодно конкурировать с ними.

К таким выводам пришли специалисты из Федерального института развития образования РАНХиГС в исследовании «Состояние негосударственного сектора в региональных системах дополнительного образования детей». С докладом на эту тему научный сотрудник вуза Павел Глухов выступил на XX ежегодной международной конференции «Тенденции развития образования» в Московской высшей школе социальных и экономических наук («Шанинке»).

Какое место занимает негосударственный сектор в дополнительном образовании

Согласно концепции развития дополнительного образования детей, которую правительство РФ утвердило в прошлом году, к 2030 году долю организаций негосударственного сектора в ней планируется довести до 10%. На 2022-й, говорится в концепции, потенциал негосударственных организаций не использовался в полной мере. Среди всех участников сферы их было всего 4,9%.

Исследователи из РАНХиГС проанализировали не только соотношение государственных и негосударственных организаций, но и количество программ дополнительного образования детей, которые они предлагают. В выборке из 24 регионов оказалось 94,5% государственных организаций и 98,3% государственных программ. И даже в регионах-исключениях, где частный сектор заметнее, абсолютное большинство таких программ обеспечивают государственные организации.

Например, в Ханты-Мансийском автономном округе, по собранным исследователями данным на 2023 год, в дополнительном образовании детей работают 640 государственных и 208 негосударственных организаций. То есть частные провайдеры составляют почти четверть всех участников рынка. Но частники реализуют 999 программ, а государственные организации — более 10 тысяч (91% всех предложений). Получается, в сфере дополнительного образования сохраняется государственная монополия.

Исследователи сравнили данные 2023 года со статистикой за 2021-й и сделали вывод, что ситуация изменилась не слишком сильно. В некоторых регионах роль негосударственного сектора усилилась, но на общей картине это почти не отразилось.

Между тем с 2017 года в России реализуется программа персонифицированного финансирования дополнительного образования детей (ПФДО), и в 2022-м, по данным Минпросвещения, она охватила уже 77 регионов. Муниципалитеты выделяют на каждого ребёнка сертификат на определённую сумму, которым можно оплатить кружки и секции, в том числе и в негосударственных организациях.

То есть по идее негосударственные кружки должны стать доступными большему числу семей, чем раньше. Но бума частных организаций в дополнительном образовании не произошло — распространение сертификатов ПФДО не стало стимулом для их развития.

Как работает программа персонифицированного финансирования в дополнительном образовании

Одна из основных причин, почему семьи массово не понесли сертификаты в кружки в негосударственных организациях, — низкая стоимость часа занятий. Как отмечают авторы исследования, в каждом регионе сертификат покрывает разные суммы. И средняя стоимость часа занятий в большинстве изученных регионов — 100 рублей, что в два-три раза ниже рыночной цены.

В отдельных регионах, как рассказал на конференции Павел Глухов, стоимость, напротив, выглядит завышенной — 500–600 рублей за час. Но в этих случаях сертификат покрывает очень небольшое число занятий, всего 15–20 в год.

По мнению исследователей, низкая стоимость сертификата становится проблемой в первую очередь для негосударственных организаций, потому что они несут большие расходы. Государственные и муниципальные организации, как правило, имеют собственные оборудованные помещения и получают бюджетное финансирование по другим программам, то есть живут не только за счёт заработанного на занятиях. Помочь здесь, считают эксперты, могли бы льготы на аренду необходимых помещений для негосударственных образовательных организаций.

У персонифицированного финансирования есть и плюсы. Как отмечается в исследовании, оно сделало более удобным доступ к кружкам и секциям традиционных потребителей. То есть семьи, которые и раньше интересовались возможностями дополнительного образования, получили простой инструмент записи на кружки с финансированием из бюджета.

Но вместе с тем система не помогла вовлечь в дополнительное образование новые целевые группы, например детей из малообеспеченных семей, считают авторы. И из-за финансовых и бюрократических ограничений не произошёл ожидаемый рост разнообразия и качества программ допобразования.

Фактически, считают исследователи, государственный и негосударственный секторы не конкурируют между собой. На региональных порталах-агрегаторах представлены в основном государственные организации, а частные предложения рекламируются в социальных сетях. Выходу государственных организаций на коммерческие платформы обычно препятствует нехватка компетенций и ресурсов для качественной рекламы и недостаток средств на продвижение. Зато на официальных навигаторах они сохраняют монополию.

Проблемной ситуация остаётся прежде всего для детей: уровень информированности о возможностях дополнительного образования, по данным авторов, очень низок. Поэтому эксперты предлагают, с одной стороны, снижать барьеры для входа негосударственных организаций на официальные порталы, а с другой — развивать продвижение кружков и секций государственных организаций в социальных сетях и на коммерческих платформах.

Как обстоят дела в детском сегменте EdTech

По данным агентства Smart Ranking, в прошлом году онлайн-программы, рассчитанные на детей, показали наибольший рост — 28,9%. Для сравнения: среднее увеличение по рынку EdTech составило 18%.

Эксперты назвали две основные причины того, что именно детский сегмент стал лидером, — это общий тренд на диджитализацию и то, что семьи стараются не экономить на детях.

По сравнению с 2021-м топ-5 крупнейших игроков сегмента не изменился. Это:

  • Skysmart;
  • «Учи.ру»;
  • «Умскул»;
  • «Фоксфорд»;
  • Maximum Education.

Самые высокие темпы роста, однако, показали более молодые небольшие компании:

  • TutGood (изучение школьных предметов по подписке);
  • Rebotica (обучение IT-направлениям);
  • «99 баллов» (подготовка к экзаменам).

Уточняется, что в целом в рамках сегмента быстрее всего растёт направление по обучению школьным дисциплинам. При этом наблюдается высокая конкуренция в самых востребованных из них — это математика и русский язык. На втором месте — программирование. Кроме того, специалисты заметили рост интереса к сегментам «Экстернат и домашняя школа», а также к программам начальной школы.

Кстати, ранее в другом исследовании российских школьников была найдена связь между кружками, которые посещал ребёнок, и его планами на дальнейшее образование. Выяснилось, что чем больше программ дополнительного образования осваивает школьник, тем больше вероятность, что после 9-го класса он пойдёт в старшую школу и в дальнейшем будет поступать в вуз.

Больше интересного про образование в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Методист с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована