Доклад АНО «Цифровая экономика» посвящён эффективным практикам применения ИИ в российском и мировом образовании, а также связанным с ИИ-технологиями проблемам и ограничениям. В заключение эксперты дали рекомендации для органов власти и образовательных организаций.
Как ИИ внедряется в образование
По мнению экспертов, распространение ИИ в процессе дальнейшей цифровизации образования приведёт к смене всей образовательной парадигмы — например, к повсеместному переходу на проектное обучение и смене роли преподавателя. Авторы доклада выделяют семь трендов, которые окажут влияние на образование в ближайшее время.
Распространение технологий адаптивного обучения. ИИ здесь необходим, чтобы анализировать взаимодействие учащегося с образовательным контентом и предоставлять обратную связь.
Распространение геймификации на основе ИИ. Используя алгоритмы искусственного интеллекта, можно создавать персонализированные игры, которые ускоряют процесс обучения.
Внедрение интеллектуальной робототехники. Имеются в виду несколько направлений — как программирование и создание роботов, так и их применение в роли ассистентов преподавателей.
Обучение работе с ИИ. Сюда отнесли как подготовку экспертов, разрабатывающих ИИ-системы, так и обучение преподавателей для таких курсов. Кроме того, всё чаще говорят о необходимости преподавать основы грамотного использования ИИ в школе и готовить учителей к этому.
Микро- и нанообучение с помощью ИИ. Здесь технологии помогают дробить сложные учебные темы на короткие и легко воспринимаемые фрагменты. То есть речь об упрощении работы над программами микрообучения.
Генеративный ИИ. Нейросети научились создавать тексты, переводить их с одного языка на другой, писать музыку, создавать видео, картинки, а также генерировать идеи. За последний год популярность технологии значительно возросла, и в сфере образования тоже. Эксперты включили в доклад примеры использования ИИ для генерации учебного контента, для биопрокторинга, в виде чат-ботов для консультирования студентов и преподавателей.
Распространение ИИ на платформах MOOC. Онлайн-платформы с курсами в последний год не только предоставляют разнообразный образовательный контент, связанный с технологиями ИИ, но и используют алгоритмы для решения внутренних аналитических, управленческих и образовательных задач. Например, ранее стало известно, что Coursera внедрила функцию ИИ-перевода своих курсов на иностранные языки.
Какие ограничения видят эксперты
Среди ограничений распространения ИИ в российском образовании в докладе упоминаются следующие:
- проблема цифрового разрыва, то есть неравного доступа к цифровым устройствам и технологиям;
- нехватка квалифицированных специалистов на фоне общего дефицита IT-кадров;
- проблема доступа к государственным большим данным, без которых невозможно обучение ИИ-моделей для эффективных инструментов;
- опасения родителей учащихся в связи с использованием ИИ.
При использовании ИИ возникает ряд этических и правовых вопросов, среди которых:
- Защита персональных данных учащихся и преподавателей.
- Проблема предвзятости ИИ — нейросети могут воспроизводить существующие в обществе предубеждения, если обучались на массивах данных, содержащих соответствующую информацию.
- Проблема взаимоотношений между человеком и машиной. Предполагается, что из-за взаимодействия с ИИ-помощниками у школьников может хуже развиваться эмоциональный интеллект.
- Права на результаты интеллектуальной деятельности, созданные с использованием ИИ. Здесь две стороны — ответственность в случае негативных последствий и распределение вознаграждения за результаты.
- Влияние ИИ на когнитивные способности учащихся.
Кстати, исследователи и практики выделяют как позитивные, так и негативные аспекты влияния ИИ на когнитивные способности. Среди негативных называют, к примеру, ухудшение способностей к критическому мышлению, ухудшение памяти, возникновение зависимости от технологий. Так, есть опасения, что при постоянном использовании ИИ-помощников учащиеся разучатся мыслить без них. Кстати, недавно появлялись сообщения о том, что применение ИИ-помощников при изучении программирования мешает по-настоящему освоить новый язык или технологию, а у работающих разработчиков с их появлением ухудшилось качество кода.
Но есть и противоположная точка зрения, которую также приводят в докладе. Некоторые эксперты предполагают, что с помощью ИИ, наоборот, можно лучше запоминать учебный материал: умный помощник напомнит, что именно пора повторить, и будет сохранять фокус внимания учеников — он сразу заметит, что они отвлекаются. Кроме того, отмечается, что ИИ может помочь в оценке эффективности различных педагогических подходов по объективным данным и в определении того, насколько учащиеся поняли изученное, — ведь нейросети уже способны выслушивать ответы и задавать дополнительные вопросы.
В исследовании даны рекомендации образовательным организациям и органам власти, которые занимаются образовательной политикой. Среди рекомендаций — поддерживать преподавателей, которые используют решения на основе ИИ, найти в программе время для изучения генеративного ИИ, создавать новые учебные программы в этой области, а также взаимодействовать с профильными центрами компетенций и бизнесом.
Ранее в «Яндексе» рассказали, что ИИ вносит в сферу образования. По словам директора образовательных проектов компании Дарьи Козловой, среди преимуществ — оценка знаний в режиме реального времени, обучение на реальных задачах и изменение роли преподавателя, а также увеличение скорости обучения.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- Аналитика: как образовательные организации внедряют ИИ‑решения
- Как топовые вузы рекомендуют преподавателям работать с генеративным ИИ
- Билл Гейтс: ИИ осуществит революцию в сфере образования
- Несколько штатов в США приняли руководства по использованию генеративного ИИ в школах
- Обновлённая стратегия цифровой трансформации школ: проверять домашки будет ИИ?