27 апреля прошла конференция «Цифровизация высшего образования: технологии для университета будущего». На секции «Место технологического партнёрства в решении образовательных задач» эксперты обсудили реализацию проекта «Цифровые кафедры», который стартовал в сентябре 2022 года, и назвали его ключевые проблемы.
Что это за проект
Напомним, «Цифровые кафедры» ― часть федерального проекта «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли». Цель в том, чтобы студенты бакалавриата и специалитета могли помимо основного обучения, которое может быть никак не связано с IT-сферой, получить дополнительную квалификацию по IT-профилю. Это должно пополнить рынок труда конкурентоспособными специалистами, которые будут обладать востребованными цифровыми навыками. В программе приняли участие 115 вузов из списка «Приоритет-2030». Подробнее мы писали об этом проекте здесь.
Участники дискуссии рассказали о первых полученных результатах. Так, первый ассесмент (его проводит центр, созданный на базе Университета Иннополис) показал, что 71% студентов, участвующих в программе, достигли ожидаемого на промежуточном этапе обучения уровня развития целевых компетенций. Однако в первые полгода действия проекта проявились и проблемные моменты.
Что ограничивает развитие цифровых кафедр
Эксперты дискуссии назвали несколько ключевых проблем, с которыми столкнулись в ходе реализации проекта.
Так, по некоторым важным вопросам работа цифровых кафедр излишне зарегулирована и мешает развитию.
Например, в проекте не продуманы требования к стажировке учащихся. Формально её должны пройти все студенты. Но поток учащихся на «цифровых кафедрах» очень большой, и не все компании-партнёры смогут предоставить им условия для необходимой практики ― тем более в регионах. Плюс в компаниях действуют собственные регламенты по официальному оформлению стажировки.
А проректор Орловского государственного университета Александр Пилипенко рассказал про такой нюанс: в вузе в рамках проекта запустили обучение по аддитивным технологиям, однако в регионе нет подходящих для стажировки студентов компаний, которые занимаются такими технологиями и состоят в реестре IT-компаний (а присутствие в реестре ― одно из условий проекта).
Первый проректор и замдиректора Университета Иннополис Искандер Бариев предложил вообще заменить официальную стажировку проектным сотрудничеством. В таком формате компания не набирает к себе студентов, а даёт им задачу, которую потом засчитают за стажировку. Витрину таких задач для цифровых кафедр со всей страны можно создать на базе Университета Иннополис. Так студенты получат реальный опыт, а компании ― нужный им продукт.
Среди проблем цифровых кафедр также назвали недостаток мотивации у всех участников проекта ― студентов, вузов, компаний-партнёров. Некоторые процессы порой организованы добровольно-принудительно, отметила директор института дополнительного образования Университета Иннополис Мария Образцова. Чтобы повысить интерес учащихся, Иннополис проводит для них вовлекающие мероприятия, например онлайн-марафоны с презентацией программ.
«Хочется, чтобы эта искорка появилась у студентов, и у вузов, и у компаний <…>. Зачем мы это делаем? Чтобы получился классный студент с правильными навыками, который пойдёт работать в понятную компанию», ― резюмировала Образцова.
Отметила она и важность вовлечённости компаний-партнёров. Во многом от их активности зависит, получат ли студенты реальный полезный опыт, который смогут применить в цифровой отрасли.
Кстати, ранее стало известно о серьёзном дефиците IT-специалистов в России — за последний год срок поиска сотрудников на такие позиции вырос вдвое. Однако работодателей интересуют преимущественно сотрудники с опытом, а вкладываться в развитие новичков готовы немногие.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее