Образование
#новости

Эксперты назвали 6 ключевых технологий и практик для будущего университетов

И это не только ИИ-решения, хотя с ними связано больше всего надежд и опасений.

Список опубликовала ассоциация по внедрению информационных технологий в высшее образование Educause в своём ежегодном исследовании Horizon Report о преподавании и обучении.

Что такое Horizon Report

Отчёт основан на результатах опроса экспертов. Они называют важные для сферы высшего образования международные тренды, социальные, экономические и технологические, а ещё — практики и технологии с наибольшим потенциалом влияния на различные процессы в вузах. Вначале каждый эксперт предлагает свои варианты, а затем общим голосованием выбирают наиболее значимые.

В этот раз в опросе участвовали 55 представителей университетов, колледжей и вовлечённых в образовательные проекты технологических компаний — преимущественно из США, а также из Австралии, Сингапура, Франции и других стран. России среди них нет. Однако с большинством технологических трендов и задач, упомянутых в отчёте, российские вузы тоже уже сталкиваются.

Всего эксперты выделили шесть практик и технологий.

ИИ-инструменты

Это и ИИ-решения для аналитики и персонализации обучения, и генеративные нейросети.

ИИ-технологии уже не раз упоминались в предыдущих версиях Horizon Report. Но в этот раз их впервые разделили: с одной стороны — все аналитические решения, на основе которых строятся умные рекомендательные системы, а с другой — ChatGPT и другие нейросети, которые можно использовать для генерации контента.

Ожидается, что в целом ИИ существенно изменит профессию преподавателя: на технологии переложат обязанности по проверке домашних заданий и выдаче обратной связи, по формированию оптимальных для студента образовательных траекторий, а также по круглосуточному консультированию учащихся.

С другой стороны, наряду с нейросетями, способными проверять домашние задания, есть и такие, которые могут за студентов эти задания выполнять. Поэтому генеративный искусственный интеллект эксперты пока рассматривают не как источник возможностей, а как вызов.

Чтобы ответить на этот вызов, отмечается в исследовании, нужно пересматривать подходы к оценке и больше внимания в обучении студентов уделять этическим проблемам — ведь именно человек всегда решает, использовать ли ИИ ради благих целей или во вред.

HyFlex и другие версии гибридного обучения

Следующие две практики — размытие границ между онлайн- и офлайн-обучением и развитие гибких форматов. Их распространение связано с несколькими социальными и технологическими трендами, которые отметили опрошенные эксперты.

Ключевой тренд здесь — запрос студентов на удобные форматы обучения. В период пандемии многие поняли, что им больше нравится замещать хотя бы часть очных занятий дистанционными. В результате границы между очным и онлайн-обучением в вузе стираются.

По сути, как считают эксперты, без дополнительных объяснений уже нельзя понять, что имеется в виду под удалённым, дистанционным, очным или онлайн-обучением. На практике любой формат обычно включает элементы других. Выработка общих понятий — одна из насущных задач.

Для вузов, говорится в Horizon Report, гибкость становится вызовом. Дело в том, что необходимо обеспечивать сопоставимое качество обучения во всех форматах для всех участников. Создавать по-настоящему гибкие программы, например формат HyFlex, трудно, а ещё приходится инвестировать и в инфраструктуру кампусов, и в поддержку преподавателей, которые разрабатывают новые курсы. При сокращении государственного финансирования это весьма трудная задача.

Впрочем, разработку новых курсов может облегчить ещё один отмеченный специалистами технологический тренд — распространение зерокодинга, то есть создания приложений без программирования в специальных программах.

Доступные и инклюзивные программы

Следующая важная практика — микростепени, то есть короткие курсы, на которых можно изучить отдельные навыки. Их распространение также связано с социальными и экономическими трендами.

Эксперты считают, что значение микростепеней растёт из-за того, что студенты меньше верят в экономическую отдачу от высшего образования. Особенно заметным спад в числе первокурсников в США и других западных странах стал после пандемии. Потенциальные абитуриенты всё чаще выбирают недорогие и практико-ориентированные короткие курсы.

Кроме того, у университетов растёт доля работающих студентов (не вчерашних школьников, которые подрабатывают параллельно с учёбой, а взрослых людей с работой на полный день). Эта аудитория тоже настроена на быстрое обучение необходимым здесь и сейчас навыкам для новых профессиональных ролей. К тому же среди таких учащихся много (и будет ещё больше) пожилых людей — всё чаще работники остаются на своих позициях до 70 лет и дольше, отмечают в исследовании. К таким студентам тоже нужен особый подход, стандартные четырёхлетние программы им не подходят.

Но в том, как вузам создавать большое количество коротких программ, продвигать их, собирать в более длинные курсы и обеспечивать их качество, больше вопросов, чем ответов. В большинстве стран пока непонятен статус таких программ, и уровень доверия к ним со стороны самих вузов и работодателей тоже неодинаков.

И наконец, эксперты проголосовали за решения для поддержки чувства причастности и связанности у студентов.

Внимание к ним связано с новыми социальными тенденциями, например с запросом на доступное и инклюзивное обучение. Его суть не только в самой возможности учиться для студентов из малообеспеченных семей или с инвалидностью, но и в том, чтобы они чувствовали себя интегрированными в сообщество вуза. Для этого используют в том числе и технологические решения, например студенческие порталы с доступом ко всем ресурсам кампуса или различных чат-ботов — для психологической поддержки, помощи в концентрации на целях, напоминаний и так далее.

Кстати, не так давно мы рассказывали об эксперименте одного из преподавателей НИУ ВШЭ: он самостоятельно запустил чат-бота, чтобы напоминать студентам о сроках сдачи заданий. Многим учащимся это действительно помогло вовремя приступить к работе и выполнить её.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована