Госдума приняла, а Совет Федерации одобрил закон, по которому власти 12 регионов смогут ввести экспериментальные правила сдачи основного государственного экзамена (ОГЭ) после девятого класса и приёма в государственные колледжи. Это Москва, Санкт-Петербург и Липецкая область (они участвовали в эксперименте в 2025-м), а также Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Республика Татарстан, Камчатский край, Московская, Мурманская, Ростовская, Смоленская, Тверская и Тюменская области.
Какие правила устанавливает закон
Новый документ вносит поправки в принятый весной 2025-го закон «О проведении эксперимента по расширению доступности среднего профессионального образования». Во-первых, эксперимент продлевают: ранее он был рассчитан только на 2025 год, а по новому закону он продолжится до 2029-го.
Во-вторых, становится больше регионов, где проводится эксперимент: теперь их не 3, а 12.
Не исключено, что за время эксперимент количество регионов-участников могут ещё увеличить. Это уже произошло, пока рассматривался законопроект: в его первоначальной версии, внесённой в Госдуму, речь шла о пяти новых участниках, но ко второму чтению Правительство обновило проект, и регионов стало 12.
Основные правила эксперимента при этом не изменили:
- Девятиклассникам в регионах — участниках эксперимента достаточно сдать два обязательных ОГЭ (по русскому языку и математике), чтобы получить аттестат об основном общем образовании (напомним: в обычном, не экспериментальном порядке для аттестата нужно сделать ещё два предмета по выбору, то есть всего четыре экзамена).
- По своему желанию девятиклассники могут сдать ОГЭ ещё по двум предметам по выбору, чтобы использовать их результаты для приёма на обучение на программы среднего общего (то есть в десятый класс) или среднего профессионального (в колледжи) образования.
- Перечень ОГЭ с минимальными баллами, которые потребуются для поступления в десятый класс, определяют власти каждого региона-участника отдельно. Тем выпускникам, кто сдаст ОГЭ на недостаточные для продолжения обучения в старшей школе баллы, регион должен предоставить преимущественное право зачисления на бюджетные места в местные государственные колледжи.
- Порядок приёма в колледжи тоже определяют сами регионы-участники. При этом они вправе выделить столько бюджетных мест, чтобы хватило всем местным выпускникам девятых классов текущего года, а также установить перечень профессий и специальностей, на которые выпускники смогут поступать просто с аттестатом за девять классов, без учёта результатов экзаменов.
Согласно новому закону, необходимые для проведения эксперимента нормативные документы регионы-участники должны разработать и принять до 1 марта 2026 года.
Как проходил эксперимент в 2025 году
Из федерального закона об эксперименте следует, что правила его проведения каждый регион определяет самостоятельно:
- В государственных колледжах региона могут выделить столько же бюджетных мест, сколько в местных школах есть девятиклассников — но не обязаны этого делать.
- Могут установить строгие правила отбора по ОГЭ в десятые классы, а могут принять решение, что проходные баллы каждая школа определяет сама.
- Могут определить, для поступления на какие специальности будет достаточно аттестата (то есть всего двух сданных ОГЭ), но могут и не составлять такой перечень, а принимать в колледжи по действующим общим правилам (обычно это по среднему баллу аттестата).
Поэтому доступ для выпускников девяти классов в старшие классы и в СПО в каждом регионе-участнике будет зависеть от местных нормативных документов, а их примут к 1 марта 2026 года.
Регионы, участвовавшие в эксперименте в 2025 году, тоже ещё могут изменить свои правила. В первый раз они были везде разными.
В Москве для выпускников-девятиклассников выделили более 36 тысяч бюджетных мест в колледжах, гарантировав всем, кто сдаст два ОГЭ и получит аттестат, поступление на бюджет практически по любой специальности (но, правда, без гарантии, что абитуриент попадёт именно в выбранный им колледж и именно на ту специальность, на которую хотел). Вступительные испытания проводились лишь на тех специальностях, где это требуется по общему правилу, так как обучение по ним требует особых творческих способностей, психологических или физических качеств.
В Санкт-Петербурге и в Липецкой области правила были иные: там утвердили отдельные перечни специальностей и профессий (в основном рабочих), на которые колледжи могли принять местных выпускников девятых классов по результатам двух ОГЭ. В Санкт-Петербурге этот перечень действовал к тому же не во всех городских колледжах, а лишь в нескольких выбранных. Приём на остальные специальности проводили по прежним правилам: если бюджетных мест на всех желающих не хватало, то колледж проводил конкурс по среднему баллу аттестата.
В итоге, как сказано в пояснительной записке к законопроекту о продлении эксперимента, два ОГЭ вместо четырёх сдали 26,1% выпускников девятых классов в трёх регионах. В Москве и Липецкой области доля таких выпускников была выше (32,1% и 53,4% соответственно), в Санкт-Петербурге — минимальной (6,6%). Как сообщили в Минпросвещения, 98% из этих выпускников поступили на бюджетные места в колледжи.
При этом выросло число бюджетных мест в организациях СПО, повысился приём на некоторые специальности, по которым не хватает кадров, — например, будущих медсестёр и сварщиков. В этом году эти программы были популярны у поступающих в целом по стране наряду со специальностями в сферах IT, правоохранительной деятельности, туризма. Известно, что в СПО большое количество студентов учится платно по специальностям в тем же сферах, что востребованы платно и в системе высшего образования, — это юриспруденция, экономика, медицина и фармация.
Заметим, что экспериментальный порядок распространяется только на колледжи, находящиеся в ведении соответствующего региона, где проводится эксперимент, но не касается тех колледжей, которые действуют в составе федеральных университетов (так называемые колледжи при вузах), поскольку они имеют не региональную, а федеральную принадлежность. Поэтому в Москве, например, в наиболее престижные колледжи при топовых университетах порядок приёма в 2025 году был иным, не экспериментальным.
Не исключено, что в правилах эксперимента на 2026-й и последующие годы будет уделяться больше внимания привлечению выпускников именно на рабочие и другие дефицитные специальности. Так, по кадровому прогнозу Минтруда до 2032 года, в эти годы выше всего будет потребность в кадрах с СПО — 6,15 миллиона человек. Из конкретных профессий назвали медсестёр, фельдшеров и акушеров, электромехаников и электромонтёров, автомехаников, операторов станков и промышленных установок, слесарей и сварщиков.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Колледж Skillbox: продолжается приём документов
Освойте востребованные IT-навыки и начните зарабатывать раньше сверстников. Получите диплом о среднем специальном образовании без затрат на переезд, учась по гибкому графику.
Узнать больше
