Выяснить, как регулярные напоминания влияют на обучение, решили немецкие исследователи. В эксперименте участвовали 85 школьников от 10 до 12 лет, которые пользовались приложением для изучения лексики на смартфонах. Результаты работы были опубликованы в NPJ Science and Learning.
Детей разделили на две группы — экспериментальную и контрольную. Дети из экспериментальной группы в 6:30 утра получали уведомление с напоминанием об использовании приложения на смартфоне, а дети из контрольной группы таких уведомлений не получали. В результате школьники из экспериментальной группы чаще занимались в дни, когда получали напоминание, по сравнению с днями, когда напоминаний не получали. В дни, когда ребятам приходило напоминание, они учились с вероятностью 69%, а вероятность того, что они станут заниматься, в те дни, когда они не получали напоминаний, составляла 60%.
Но по итогу оказалось, что школьники из контрольной группы занимались в целом больше времени, чем школьники из экспериментальной группы: первые уделили занятиям в среднем 71% учебных дней (примерно 26 из 36), а вторые — 62% учебных дней (около 22 из 36). Почему же в целом у ребят из экспериментальной группы получилось меньше занятий, чем у тех, кто вообще не получал никаких напоминаний? Потому что в дни без напоминаний дети из экспериментальной группы занимались значительно реже, чем дети из контрольной группы. Этот эффект со временем усилился, то есть в дни без напоминаний ребята стали заниматься всё реже и реже. В совокупности результаты свидетельствуют о пагубном побочном эффекте напоминаний: учащиеся становятся чрезмерно зависимыми от них.
По мнению исследователей, регулярные напоминания об учёбе не способствуют формированию положительной привычки. Более того: похоже, они могут негативным образом привязывать поведенческие реакции к сигналам окружающей среды. Об этом говорит тот факт, что школьники из экспериментальной группы в дни без подсказок занимались меньше, чем ребята из контрольной группы.
Ранее небольшой эксперимент с напоминаниями о работе над учебным проектом провёл со своими студентами преподаватель НИУ ВШЭ Александр Варнавский. Он разделил 120 учащихся потока на три группы: одна получала уведомления от телеграм-бота один раз в неделю, другая — два раза, третья — три. Бот не только рассылал напоминалки, но и просил ответить на простые вопросы по проекту. Группе, в которой напоминания приходили один раз в неделю, взаимодействовать с ботом понравилось больше, чем другим (видимо, бот показался им менее навязчивым), однако процент уложившихся в дедлайн в этой группе получился ниже, чем в остальных. А вот группу, получавшую уведомления три раза в неделю, бот раздражал, но зато там было рекордное количество участников, успевших сдать работу вовремя (то есть получилось назойливо, но эффективно).
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- Что будет, если избавить студентов от жёстких дедлайнов?
- Как убедить студентов применять «правильные» стратегии запоминания учебного материала
- Что такое кривая забывания и как помочь студентам запомнить информацию надолго
- Исследование: как топовые вузы мира рекомендуют преподавателям работать с генеративным ИИ