Джон Дьюи: педагогические идеи одного из самых влиятельных мыслителей XX века
Как его философия повлияла на реформаторов образования по всему миру.
Иллюстрация: The Miriam and Ira D. Wallach Division of Art / NEW YORK PUBLIC LIBRARY / SCIENCE PHOTO LIBRARY / Ольга Скворцова / Skillbox Media
Джон Дьюи (1859–1952) — философ, психолог и педагог, реформатор школьного образования. В 1988 году ЮНЕСКО признала его одним из четырёх человек, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке (другие три — Мария Монтессори, Антон Макаренко и Георг Кершенштейнер).
Педагогические труды Джона Дьюи: «Моё педагогическое кредо», «Школа и общество», «Демократия и образование».
Как Джон Дьюи стал педагогом‑реформатором
Джон родился в небольшом городке Берлингтон американского штата Вермонт в семье владельца табачной фабрики и с детства любил учиться. Но при этом не любил школу — что неудивительно. В первой школе, которую посещал Дьюи, в каждом классе было больше 50 учеников от семи до 19 лет. А во второй действовали жёсткие порядки, и любое отхождение от установленных правил строго порицалось.
Повзрослев и поступив в Университет Вермонта, Джон Дьюи жадно поглощал книги по истории, политологии и психологии, читал журналы, где обсуждались новейшие научные открытия и теории. Тогда же оформился его интерес к философии.
После университета Дьюи недолго поработал школьным учителем, а затем решил продолжать научную деятельность. И после нескольких неудачных попыток поступил в Университет Джонса Хопкинса, открытый в 1876 году.
В то время там читали лекции выдающиеся профессора, и самым известным из них был Чарльз Пирс, основоположник прагматизма. Дьюи изначально был не согласен с идеями Пирса, но позже признал, что они оказали на него большое влияние. Да и его собственные философские изыскания тоже находятся в русле прагматизма, хотя сам Дьюи предпочитал называть это направление инструментализмом.
Если упростить, то прагматизм утверждает, что идеи — это инструменты для прогнозирования, принятия решений и достижения определённых целей. Именно практическая польза, с точки зрения прагматиков, определяет значимость и истинность идей. Поэтому отвлечённые метафизические размышления они отвергают как бессмысленные.
Джон Дьюи считал, что ценность этой философии лучше всего выражается в педагогике. И, помимо активной научной работы, стал искать способы реализовать свои идеи на практике.
Получив докторскую степень в Университете Джонса Хопкинса, Дьюи несколько лет преподавал в Мичиганском университете, а в 1894 году возглавил кафедру философии, психологии и педагогики нового Чикагского университета.
Первый президент университета Уильям Рейни Харпер поощрял инновационные проекты. Так на базе Чикагского университета Джон Дьюи начал свой педагогический эксперимент — основал Лабораторную школу, которая приобрела известность по всему миру. В ней учились дети разных возрастов, от дошкольников до старшеклассников. Именно в Лабораторной школе Дьюи смог воплотить свои педагогические идеи.
Педагогические идеи Джона Дьюи
Ключевая идея Дьюи, из которой проистекали все его педагогические принципы, состоит в том, что обучение в школе — это не просто подготовка детей к будущему, а один из важнейших этапов активной жизнедеятельности и познания мира. То есть большое значение имеет то, что происходит с ребёнком именно сейчас.
Так, по мнению Дьюи, авторитарную предметоцентричную школу должна заменить педоцентричная (то есть детоцентричная). «В настоящее время начинающаяся перемена в деле нашего образования заключается в перемещении центра тяжести. Это — перемена, революция, подобная той, которую произвёл Коперник, когда астрономический центр был перемещён с Земли на Солнце. В данном случае ребёнок становится солнцем, вокруг которого вращаются средства образования», — писал Дьюи.
Он отрицал логически структурированную программу обучения, в которой учитель или методист определяет, чему нужно научиться ребёнку. Согласно Дьюи, лучший вариант — когда ребёнок свободно взаимодействует с окружающим миром и сам формирует запрос на необходимые знания.
Педагог исповедовал принцип «обучения деланием», в котором теоретический материал подаётся ученикам уже после того, как они попробуют свои силы в практической деятельности. Для этого в Лабораторной школе широко применялись исследовательский и проектный методы обучения.
Само теоретическое содержание предмета, согласно Дьюи, не должно подаваться как догма. Он считал, что материал обучения — это стимул к дальнейшему познанию, и он должен быть связан с личным опытом ученика, находиться в «его мире», помогать ребёнку решить какой-либо жизненный вопрос.
«Задача педагога, — писал Дьюи, — отобрать те факты в пределах существующего опыта, с помощью которых потенциально возможно поставить новые проблемы, побуждающие к дополнительным наблюдениям, расширяющим область последующего опыта».
В педагогике Джона Дьюи опыт и знания находятся в тесной связи. Он находил необходимой рефлексию учеников, развитие у них критического мышления, умения анализировать, рассуждать и прогнозировать. Важной частью образованного человека он называл самоконтроль и «дисциплину ума» — умение применять интеллектуальные навыки и мыслительные стратегии для решения разнообразных задач.
«Подготовить ребёнка к будущему — это значит научить его владеть собой, это означает так натренировать его, чтобы он сумел полностью и быстро использовать все свои способности, чтобы его глаза, руки и уши стали инструментами, готовыми к действию, чтобы его суждения основывались на понимании условий, в которых ему придётся работать, и чтобы его силы, направленные на выполнение задачи, были натренированы таким образом, чтобы он мог их использовать разумно и экономно», — утверждал Дьюи.
Однако интеллектуальное развитие ребёнка, считал Дьюи, нельзя торопить — как невозможно ускорить его физический рост. В этом заключается ещё одна особенность педагогики Дьюи — принцип естественного роста. В развитии ребёнка он выделял три стадии:
- От 4 до 8 лет — высокая моторная активность, прямая связь между мышлением и действием. Обучение на этой стадии должно организовываться не в форме уроков, а в виде различных активностей.
- От 8 до 12 лет — ребёнок ищет ответы на многие вопросы, и его уму нужна интеллектуальная пища. Это время, когда он осваивает чтение, письмо и математику, узнаёт больше о профессиях и науках, начинает обращаться к книгам.
- 13 лет — к этому возрасту, по мнению Дьюи, у ребёнка уже оформляются интересы в конкретных областях, он готов к специализации и может реализовать свои способности как в науке, так и в искусстве.
Эти стадии в освоении наук, искусств и профессий, согласно Дьюи, ребёнок естественным образом проходит так же, как их проходило человечество в своём культурном и технологическом развитии. Поэтому, например, в Лабораторной школе Дьюи дети сначала под руководством учителей «изобретали» простейшие инструменты для прядения шерсти, учились работать с тканью и мастерить из неё одежду. На следующем этапе изучали, как устроены механические приспособления, превращающие сырьё в материалы и готовые изделия. И наконец, рассматривали фабричное производство — исследовали механику и физику машин, занимались математическими расчётами и изучали экономику предприятий.
Вообще, все виды деятельности, которые осваивали ученики, — плотничество и рукоделие, музыка и живопись, изучение различных наук, — тесно привязывались к реальной жизни. Дьюи считал, что школа — это маленькое сообщество, которое в идеале должно взаимодействовать с другими сообществами и социумом в целом. То есть ребёнок не должен быть изолирован школьными стенами от мира вокруг, школа — только часть большого мира. Поэтому ученики часто отправлялись на экскурсии в музеи, ездили в сельскую местность, чтобы изучить природные объекты или явления, посещали производственные предприятия.
Разнообразный опыт, по мнению Дьюи, необходим для того, чтобы объединить индивидуальное развитие с воспитанием социального субъекта — гражданина. Педагог считал, что учитель должен помогать ученику увидеть мир во всём его многообразии, развивать способности к сотрудничеству с другими людьми. При этом важно обращать внимание на интересы и стремления ребёнка, культивировать их и направлять их в общественно полезное русло.
Цитаты Джона Дьюи
«Образование — это процесс жизни, а не подготовка к будущей жизни».
«Когда старшие пытаются привести ребёнка к состоянию покоя, неподвижности, они вредят его здоровью, портят его жизнь, обездвиживают его способность приобретать знания».
«Самый трудный урок, который приходится усваивать ребёнку, — это деловой: ребёнок должен научиться приспособляться к людям и к работе, и, если тут его постигнет неудача, никакое количество книг не может поправить дело. Практический способ кажется самым простым и самым подходящим для решения этой задачи».
«Человек думает только тогда, когда, самостоятельно преодолевая трудности проблемной ситуации, ищет свой собственный выход из неё. Если родитель или преподаватель обеспечил условия, которые стимулируют мышление, и занял доброжелательную позицию, вовлекая ребёнка в совместный опыт, можно сказать, что он сделал всё возможное, чтобы стимулировать собственное учение».
«Рост — не то, что делает с детьми кто-то другой, они растут сами».
«Личность и характер важнее школьных предметов. Целью должно быть не знание или осведомление, а выявление личности. Ужасно обладать всеми знаниями мира, но потерять самого себя».
«Вопрос не в том, как преподавать географию ребёнку, прежде всего надо задаться вопросом, что для ребёнка значит география».
Интересные факты о Джоне Дьюи
- Идеи Джона Дьюи пользовались огромной популярностью у большевиков и стали основой для школьных реформ 1920-х годов. В Советском Союзе переводили и издавали его книги, а в 1928 году Дьюи посетил Москву — встретился с Анатолием Луначарским (первым наркомом просвещения РСФСР) и Надеждой Крупской, познакомился с методами обучения в СССР. Правда, в сталинскую эпоху педагогические эксперименты в России завершились, и образование вернулось к традиционной авторитарности. К тому же в 1937 году Дьюи выступил в защиту Льва Троцкого — и педагога обвинили в пособничестве троцкизму, а его книги изъяли из советских библиотек.
- Дьюи проявил себя ещё и как поэт. Произошло это в то время, когда он работал в Колумбийском университете (он перешёл туда из Чикагского в 1904 году и занимал должность профессора философии вплоть до выхода на пенсию в 1930 году). В коллекции Колумбийского университета остались десятки напечатанных и написанных от руки лирических произведений Дьюи.
- Хотя в преклонном возрасте здоровье Джона Дьюи сильно ухудшилось, он сохранил ясность ума и продолжал работать, утверждая, что его последний труд ещё не увидел свет. В 1941 году Дьюи приступил к работе над книгой о становлении и развитии западной философской мысли, которая должна была обобщить и его собственные изыскания. Но в 1949 году Дьюи потерял чемодан с почти законченным черновиком. Это его ужасно расстроило, однако в свои 90 лет он начал работу заново со словами: «Я думаю, что у меня есть идеи и получше». К сожалению, в 1952 году Дьюи не стало, а воссоздать книгу по заметкам и фрагментам исследователям так и не удалось.
- Джон Дьюи оставил интеллектуальное наследие огромных масштабов. Созданный ещё в 1967 году Центр изучения Дьюи (Center for Dewey Studies) в 1991-м завершил впечатляющий проект — издание полного собрания сочинений Дьюи, состоящего из 37 томов. А в 2008 году Центр закончил работу над электронным изданием корреспонденции Джона Дьюи — в неё вошло более 22 тысяч писем, которыми он обменивался с коллегами, друзьями и семьёй.
Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!