Российское рейтинговое агентство RUR Rankings Agency опубликовало ежегодный список вузов мира, ранжированных по их репутации. Для его составления используются те же данные, что в общем институциональном рейтинге агентства, но во внимание принимаются только два показателя — репутация в области преподавания и в области исследований. Поэтому мировой топ-3 в новом списке немного отличается от институционального:
- на первом месте Гарвардский университет;
- вторую строчку занял Массачусетский технологический институт;
- третью — Стэнфордский университет (все — США).
Никаких неожиданностей ни здесь, ни в первой десятке рейтинга нет — за эти места соперничают исключительно вузы США и Великобритании.
Россию в списке представляют 95 университетов
Учитывая, что RUR составляется в нашей стране, неудивительно, что в нём так много российских участников. Для сравнения: в одном из британских рейтингов, в престижном Times Higher Education World University Rankings — 60 вузов из России. А в другом местном списке «Три миссии университета» — 112 российских участников.
Всего в мировом репутационном рейтинге RUR 873 вуза на 825 позициях. Российские университеты распределены среди них вполне равномерно:
- тройку лидеров составляют МГУ им. М. В. Ломоносова на 34-й позиции, Финансовый университет при правительстве РФ на 84-й, Санкт-Петербургский государственный университет на 101-й;
- на позициях со 104-й по 192-ю расположились МФТИ, МГТУ им. Н. Э. Баумана, Томский госуниверситет и МИФИ;
- остальные участники на местах ниже, причём замыкающую 825-ю строчку списка с другими учреждениями разделили 15 российских вузов.
Составители рейтинга отметили рост показателей у 51 из 95 участников из России по сравнению с прошлогодним.
Рейтинг строится исключительно на опросных данных
Как и другие репутационные списки (например, World Reputation Rankings от Times Higher Education), новый рейтинг RUR опирается только на субъективные показатели — то есть на мнения учёных со всего мира о том, какие вузы сильнее в преподавании и в исследованиях по различным предметным областям. Агентство-составитель использует материалы ежегодного академического опроса компании Clarivate Analytics — владельца базы данных о научных публикациях Web of Science.
Ежегодно в этом онлайн-опросе по приглашениям организатора участвуют около 10 тысяч исследователей со всего мира. Репутация вуза определяется количеством голосов, отданных за него. Опрос проходит по следующей схеме:
- респондент сообщает, в каком вузе он работает и в каких сотрудничает, чтобы исключить голосование за свои же университеты;
- обозначается, в какой предметной области он работает и с данными по какому из 13 мировых регионов лучше всего знаком;
- затем респондент составляет четыре списка не более чем по 15 названий, где указывает, какие вузы он считает самыми сильными в своей предметной области по исследованиям и по преподаванию (по каждому направлению нужно перечислить сначала лучшие вузы региона, а затем — мира).
На долю вузов, которые попадают в институциональный рейтинг RUR по объективным критериям и поэтому могут участвовать в репутационном списке, ежегодно достаётся около 60 тысяч голосов. Это и есть база для ранжирования.
Интересно, что среди участников опроса 36% представляют учреждения Северной Америки, 28% — Европы, 20% — Азии. На долю Южной и Центральной Америки, Африки и Океании выпадает по 6% респондентов. Но это не заговор с целью допускать на вершины мировых рейтингов только американские университеты, а отражение публикационной активности учёных разных стран. Приглашение к участию получают только исследователи с достаточно высоким числом научных публикаций. Соответственно, чтобы получить шанс продвинуться выше в подобных репутационных списках, российским университетам стоит продолжать наращивать присутствие в качественных международных журналах. Эти показатели будут отслеживаться, кстати, для оценки эффективности программ развития вузов в рамках проекта «Приоритет-2030».