Образование
#новости

Доказано: люди не любят думать. Что это значит для образования?

Исследователи считают, что если кто-то и любит сложные задачи, то не благодаря необходимости шевелить мозгами, а вопреки этому.

Специалисты по нейронаукам и поведенческой психологии из Нидерландов изучили результаты 170 научных экспериментов, чтобы обобщить данные о том, как люди реагируют на необходимость применять умственные усилия. Оказалось, что при работе над самыми разными задачами любые испытуемые, когда от них требуется подумать, переживают отрицательные эмоции. Статья об исследовании вышла в журнале Psychological Bulletin.

Как проводили анализ

Исследователи отмечают, что люди, как и животные, склонны избегать избыточных усилий и искать наименее затратный путь к своим целям. И для интеллектуальной сферы это тоже справедливо: например, стереотипы и когнитивные искажения потому так и распространены, что позволяют выносить суждения и принимать решения без особого труда. Однако исследований субъективного отношения людей к умственным усилиям до сих пор было мало.

Нидерландские учёные смогли закрыть этот пробел, объединив в своей работе результаты сотен экспериментов, в которых использовался опросник NASA-TLX для оценки рабочей нагрузки. С помощью этой анкеты оценивают опыт работников в самых разных сферах, и среди вопросов в ней есть те, которые как раз заинтересовали исследователей, а именно:

  • насколько серьёзных умственных усилий, по оценке респондента, потребовало выполнение задачи;
  • испытывал ли он отрицательные эмоции в процессе её решения.

Всего исследователи обнаружили свыше 5 тысяч научных работ, в которых применялся NASA-TLX, но полные данные для повторного анализа нашлись в 125 из них. Эти публикации описывали 170 различных экспериментов с участием 4,6 тысячи взрослых испытуемых в таких странах, как США, Германия, Канада, Китай, Великобритания, Италия, Бразилия, Индия и в других.

В ходе экспериментов участники выполняли 358 различных задач, в том числе профессиональных. Например, ориентировались в VR-копии большого железнодорожного вокзала, тренировались на симуляторе авиаполётов (в этом эксперименте участвовали настоящие пилоты), сбегали в игре из виртуальной тюрьмы и даже проводили хирургическую операцию с роботом-ассистентом (профессионально, потому что это было исследование интернатуры).

Исследователи изучили результаты всех работ, объединив по ним данные, а также провели несколько раундов статистического анализа с учётом отличий в выборках и задачах. Это отличия по образовательному уровню участников, по тому, были ли они подготовлены для выполнения доставшейся им задачи, а также по тому, насколько разнообразных навыков требовало участие в эксперименте, насколько осмысленной и полезной была задача, оценивал ли кто-то участников во время работы и после неё.

Какие результаты получили и как они объясняются

Метаанализ подтвердил: воспринимаемая сложность задачи тесно связана с отрицательными эмоциями в процессе её выполнения. Два показателя чётко коррелировали между собой: на каждый балл возрастания сложности уровень дискомфорта участников в среднем увеличивался на 0,85 балла.

Более неожиданным для исследователей оказалось то, что результат практически не менялся в разных обстоятельствах. Умственные усилия оказались неприятными для людей с высшим образованием и без него, для новичков и профессионалов в назначенной задаче, для европейцев, американцев и азиатов. Результат сохранялся и в тех случаях, когда задачи были осмысленными, полезными и интересными, и в однообразных формальных задачах. Если участникам выплачивали компенсацию за эксперимент и давали им подробную обратную связь, это тоже особо не сглаживало негатив. Ни творческий характер работы, ни степень самостоятельности при её выполнении, ни работа в команде не имели значения. Испытуемым во всех случаях было неприятно думать.

Как эти результаты соотносятся с тем, что в реальном мире люди постоянно решают сложные интеллектуальные задачи, причём не только вынужденно, но и в качестве хобби — например, играя в шахматы? Может быть, дело в разном уровне потребности в познании?

Исследователи считают, что потребность в интеллектуальной активности возникает не сама по себе, а воспитывается — люди привыкают оценивать умственные усилия как что-то хорошее, если их на протяжении долгих лет обучения вознаграждали за старания и за результат. Но эмоциональная реакция на необходимость напрячь мозги всё равно остаётся неизменной, уверены авторы исследования: все испытывают дискомфорт от усилий и получают от интеллектуальной активности удовольствие не благодаря этим усилиям, а вопреки. Чувство собственной компетентности, освоение нового и достижение целей могут быть приятными — но усилия, которые для этого требуются, всегда связаны с отрицательными эмоциями.

«Разработчикам и преподавателям важно учитывать при проектировании интерфейсов, приложений, учебных материалов: если от людей требуются значительные умственные усилия, стоит поддержать их в этой задаче или предусмотреть вознаграждение», — прокомментировал результаты на портале Science Daily ведущий автор исследования Эрик Бейлевелд.

Кстати, ранее американский эксперт в сфере образования Бенджамин Райли выступил против широкого внедрения в образовательной среде ботов-репетиторов и других решений на основе генеративных нейросетей. По его мнению, использование таких инструментов помогает снизить когнитивную нагрузку, а если этим злоупотреблять, думать и прогрессировать в учёбе учащимся будет всё сложнее.

Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь работать с нейросетями — бесплатно!
Большая конференция по ИИ: пять экспертов и 10 нейросетей. Освойте нейросети — работа с ними становится обязательным навыком. Нажмите на баннер, чтобы узнать подробности.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована