6 февраля президент Владимир Путин провёл заседание Совета по науке и образованию, посвящённое подготовке инженерных кадров для приоритетных направлений научно-технологического развития России. Стенограмма заседания опубликована на сайте Кремля.
Какие задачи теперь стоят перед высшим образованием
В начале заседания президент отметил, что хотя в последние годы развитием российских школ, колледжей и вузов занимались системно, в промышленности сложился острый дефицит кадров, и для его преодоления нужны срочные и даже экстраординарные шаги. Вот какие меры он предложил:
- Выстроить новые механизмы распределения контрольных цифр приёма (КЦП) между вузами и колледжами. Бюджетные места для обучения будущих инженеров важно распределять, подчеркнул президент, строго под задачи производств и отраслей. И в первую очередь КЦП должны получать лидеры — вузы и колледжи, выпускники которых работают по специальности за достойную зарплату. Таким образовательным организациям, подчеркнул президент, бюджетные места надо предоставлять и на основе прямого госзаказа.
- Убрать из вузов архаичные программы и курсы. Устаревшие программы, не отвечающие потребностям экономики, Владимир Путин назвал одной из основных причин того, что до 40% студентов инженерных направлений не оканчивают вузы. Взамен стоит на порядок нарастить долю практического обучения.
- Упорядочить практику работы студентов по специальности уже во время учёбы. Для них предложено нормативно закрепить использование индивидуальных учебных планов и гибридных форматов обучения. А ещё — поэтапное профессиональное образование, при котором студент вуза не просто сможет получить на младших курсах квалификацию рабочего или техника (как предлагалось и ранее), но и при желании пойти работать в этот момент — а потом без проблем вернуться на программу высшего образования. Эту возможность, отметил президент, важно сохранить и для выпускников СПО, которые хотят учиться на инженеров в вузах.
Напомним, ранее в Госдуму уже внесли законопроект о том, чтобы выпускникам СПО было доступно поступление в вузы по результатам внутренних экзаменов (а не ЕГЭ) только на направления того же профиля, по которому они учились в колледже.
Что планируют в Минобрнауки
В своём выступлении глава Министерства науки и высшего образования Валерий Фальков рассказал, как именно ведомство собирается реализовать прозвучавшие предложения и повысить качество подготовки инженеров.
Чтобы бюджетные места из года в год стабильно открывались в вузах-лидерах, Валерий Фальков предложил до 70% КЦП по приоритетным специальностям не перераспределять ежегодно по конкурсу, как сейчас, а сразу назначать вузам, ориентируясь на их средние цифры набора в последние три года. При этом планируется учитывать приоритеты экономики региона, качество приёма и трудоустройства выпускников и другие факторы. Конкурс между вузами предлагается объявлять только на распределение 25% бюджетных мест (по «не основным» специальностям), а ещё 5% распределять ближе к приёмной кампании — чтобы за их счёт гибко наращивать приём на направления, на выпускников которых повышается спрос.
Ещё одна идея Минобрнауки в том, чтобы при планировании бюджетных мест учитывать возможный отсев студентов и отменить подушевое финансирование. Напомним, из-за того, что поступление средств из бюджета зависит от фактического числа студентов, в некоторых университетах фактически перестают отчислять неуспевающих. В министерстве рассматривают подход, при котором выделять деньги будут на число студентов, изначально зачисленных на программы, — несмотря на то, сколько из них будет отчислено. Но при этом у вузов повысится ответственность за выпуск необходимых специалистов и их трудоустройство.
А ещё Валерий Фальков попросил президента расширить полномочия Минобрнауки по регулированию платного приёма — в министерстве хотели бы согласовывать планы набора на платные места во всех государственных вузах, независимо от того, каким ведомствам они подчиняются. Сейчас, подчеркнул министр, платно учатся в основном экономике, управлению и праву, а надо, чтобы платный приём тоже работал на задачи государства. Льготные образовательные кредиты, по его словам, тоже надо выдавать только поступающим на приоритетные специальности, прежде всего инженерные. Владимир Путин эти предложения поддержал и призвал Правительство уже в 2026 году организовать платный приём по новым правилам — без «чрезмерного» набора на невостребованные специальности.
Обновление программ в вузах, судя по словам главы Минобрнауки, планируется в рамках проектов «Передовые инженерные школы» и «Приоритет-2030» (которые сейчас трансформируют под задачи технологического лидерства), а также в новой системе высшего образования, для которой разрабатывают новый перечень специальностей и новые ФГОС.
А ещё Валерий Фальков откликнулся на предложение президента расширять охват дополнительным профессиональным образованием (ДПО) инженеров и техников, заявив, что вузы должны сделать больший акцент на коротких программах переобучения, профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Ранее в Роструде заявили о планах перестроить систему ДПО в России, в частности внедрить целевую форму обучения по таким программам в интересах конкретных работодателей.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- Утверждён план мероприятий по развитию математического и естественно-научного образования
- Цитата недели: если государству нужны инженеры, то ребёнок и семья должны с этим смириться
- Цифры: о реформе системы высшего образования, похоже, знает лишь каждый пятый россиянин
- Всё больше абитуриентов идут учиться на инженеров. Но выпуск пока снижается