6 июля депутаты фракции «Справедливая Россия ― За правду» внесли на рассмотрение в Госдуму проект, предлагающий изменить правила использования дистанционных технологий и электронного обучения. По замыслу авторов, условия должны различаться в зависимости от того, в какой форме проходит обучение ― в очной, очно-заочной и заочной.
Дистант и электронное обучение при очной и очно-заочной форме сильно ограничиваются
Проект предлагает ограничить применение дистанционных технологий при очной форме обучения двумя случаями:
- если учащиеся находятся на карантине;
- если обучение становится невозможным без применения указанных технологий и перенести сроки обучения тоже нет возможности.
При очно-заочной форме время дистанционного обучения должно составлять не более 50% от продолжительности учебного года.
Кроме того, для применения дистанционных и цифровых технологий, электронного обучения образовательным организациям придётся получать письменные согласия родителей.
Заметим, кстати, что средства электронного обучения на практике применяются далеко не только на дистанте, но и в обычном формате тоже, в том числе в классах и аудиториях, а также для домашней работы. По законопроекту их применение в этих случаях тоже потребует согласия от родителей.
Возможность применения смешанного формата обучения, удобство которого в высшем образовании уже оценили и студенты, и преподаватели, теперь будет зависеть от судьбы этого законопроекта.
Полностью дистанционный формат приравнивается к заочке
Согласно проекту, «реализация образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, допускается только при осуществлении обучения по заочной форме».
Это значит, что образовательные программы, которые осуществляются полностью дистанционно, не важно, синхронные там занятия или асинхронные, будут фактически приравнены к «заочке».
Дело в том, что сейчас закон «Об образовании в РФ» не ограничивает возможность применения дистанционных технологий при очной или очно-заочной форме обучения. Пользуясь этим, многие вузы создали для студентов полностью дистанционные программы ― прежде всего магистратуры, ― которые формально считаются очными, но фактически занятия там полностью организованы онлайн. Это позволяет людям учиться, например, в столичном вузе, не переезжая из своего города.
Это нельзя считать заочным образованием, потому что при настоящей «заочке» гораздо больше самостоятельных занятий и меньше аудиторных (контактных) часов, чем при очной форме обучения. Занятия с преподавателями при «заочке», как правило, бывают только во время установочных сессий, а они длятся всего пару недель каждый семестр. Поэтому заочно учатся обычно дольше, чем очно, ведь у «очки» интенсивность занятий выше. А в очных онлайн-программах такое же количество контактных часов и такая же продолжительность обучения, как если бы занятия проходили непосредственно в аудиториях вуза. Просто взаимодействие происходит через экран компьютера.
Разработчики законопроекта видят проблему именно в этом. В пояснительной записке указано, что «применение дистанционных образовательных технологий означает, что непосредственное взаимодействие обучающихся и педагогических работников в основном заменяется их опосредованным (на расстоянии) взаимодействием с применением информационно-телекоммуникационных сетей». Авторы посчитали это фактической подменой очной формы обучения очно-заочной или заочной.
Почему же? Потому что, разъясняется в записке, «обучение перед экраном электронного устройства (зачастую совершенно не приспособленного для этого) не может быть приравнено к обучению в помещении образовательной организации, оборудованном в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями».
Словом, оказывается, всё дело в помещениях. Хотя заметим, что полный дистант сейчас применяется только в тех программах, в которых живое присутствие в аудитории не обязательно. Скажем, на врачей в таком формате, разумеется, не учат. Существует перечень профессий и специальностей, по которым полностью дистанционное обучение не допускается.
Каковы перспективы у законопроекта
Проект, безусловно, встретит большое одобрение у консервативно настроенных противников любой цифровизации образования. А вот встретит ли он одобрение в Государственной думе ― вопрос.
Похоже, создатели законопроекта игнорируют как любые преимущества дистанционного обучения, так и современные тенденции к цифровизации образования. Развитию инструментов электронного цифрового обучения уже посвящены большие государственные проекты ― как в школьном, так и в высшем образовании. Даже новая концепция подготовки педагогических кадров включает в себя обязательное обучение учителей цифровым компетенциям для того, чтобы они могли преподавать в смешанном формате.
«Очевидно, что очный формат обучения тоже трансформируется, <…> вкрапления, скажем так, удалённого взаимодействия студента и преподавателя, они останутся уже с нами навсегда», — сказал в конце прошлого года министр образования и науки Валерий Фальков.
Тема цифровизации образования не первый раз становится предметом внимания разных политиков. Так, депутат Госдумы Валерий Рашкин в прошлом году пытался оспорить в Верховном суде постановление о проведении эксперимента «Цифровая образовательная среда» (ЦОС), ссылаясь на то, что он нарушает права детей и их законных представителей, — в частности, потому что влияние онлайн-обучения на здоровье не изучено. Однако Верховный суд не нашёл оснований для удовлетворения иска.
Кстати, по данным проведённого в прошлом году опроса ВЦИОМ, 46% родителей, бабушек и дедушек школьников считают, что использование цифровых технологий в обучении влияет на качество обучения положительно, 26% — что отрицательно, а 12% — что никак не влияет.