О том, что в российских школах дефицит молодых учителей, говорят давно, и разные исследования это подтверждают. В МГПУ представили исследование профессиональных траекторий начинающих педагогов в четырёх регионах России: Москве, Воронежской области, Республике Бурятия и Красноярском крае.
Анкетирование охватило более 3200 учителей в возрасте до 35 лет со стажем работы менее пяти лет, а также более 800 директоров школ. Кроме того, в исследовании использовали официальную статистику по 574 школам Москвы за 2020–2022 годы.
Результаты показывают: главная трудность не в том, чтобы привлечь выпускника педвуза в школу, а в том, чтобы удержать начинающего специалиста в профессии.
Что исследование говорит о дефиците молодых учителей
Данные по Москве позволяют оценить, как менялась доля молодых учителей в школах за три года. По другим регионам в исследовании есть только оценки руководителей образовательных организаций на момент анкетирования (зимой 2022–2023-го).
И по московской статистике, и по опросу директоров получается, что в педагогических коллективах в среднем около 5% молодых сотрудников. В Москве их доля немного выросла за три года — с 4,6 до 5,3%. В регионах большинство руководителей сообщили, что в их школах работает менее 5% молодых педагогов (особенно много таких ответов в Бурятии — 83,1% от общего числа). При этом директора школ во всех регионах считают, что оптимальной была бы доля начинающих учителей в 10–25% от коллектива. То есть текущие низкие показатели — явная проблема.
Почему возникает дефицит? Похоже, дело не в том, что выпускники профильных вузов не идут работать учителями, — по крайней мере, в Москве это не так. Распределение по возрасту молодых педагогов столичных школ показывает, что среди них особенно много вчерашних выпускников вузов в возрасте 22–24 лет. При этом специалистов старше 27 лет, которые подпадали бы под критерии исследования (то есть имели стаж менее пяти лет), в городских школах едва ли несколько сотен.
Можно было бы предположить, что к этому возрасту педагоги уже нарабатывают стаж и перестают считаться начинающими. Увы, данные о стаже показывают, что спустя пару лет работы молодые учителя уходят из школы.
Распределение практически не изменилось с 2020-го. То есть 84% молодых учителей со стажем менее года, которые работали в школах Москвы в 2020 году, к 2022-му уже ушли из профессии — иначе выросла бы доля педагогов в следующей категории, со стажем от года до трёх. Больше всего увольнений пришлось именно на 2022-й — более 1600.
При этом, как отметила на презентации исследования заведующая лабораторией оценки профессиональных компетенций НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ Анастасия Белолуцкая, в данных по Москве практически нет случаев, когда учителем становится человек тридцати или более лет с опытом работы в другой профессии. О том, что способов входа в профессию педагога становится меньше, говорят и данные об уровне образования молодых учителей Москвы. Год от года среди них снижается доля специалистов с дипломом магистра педагогического или непедагогического вуза, а также выпускников бакалавриата непрофильных вузов.
Какие причины ухода из школы называют педагоги
Может быть, молодые учителя изначально мало ориентированы на профессию? Например, поступают в педагогический, потому что там низкие проходные баллы, и идут в школы, потому что там всегда есть вакансии, а как только у них появляется другой вариант для карьеры, уходят.
Анкетирование в рамках исследования отчасти опровергает это предположение. Большинство опрошенных отметили, что поступили в педагогический вуз по своему желанию — они либо хотели работать учителями, либо решили, что педобразование даёт много вариантов трудоустройства, и не только в школе. Однако второй вариант встречается немного чаще во всех изученных регионах, кроме Воронежской области. К тому же нужно учесть, что в этих ответах истина может быть искажена — респондентам было бы неприятно признаваться, что профессию они выбрали случайно.
Впрочем, авторы исследования считают мотивацию молодых педагогов искренней. Это подтверждается совпадением мнений учителей из разных регионов о том, что делает профессию привлекательной. Прежде всего это интерес к работе с детьми и к преподаваемому предмету, возможность реализовать творческий потенциал, а также стабильность работы. В Москве около трети респондентов также назвали в числе привлекательных факторов высокую зарплату, а в Воронежской области и Красноярском крае учителя чаще оценивают свой график как удобный.
Так что же заставляет молодых учителей покидать школу? Анкетирование показало ряд негативных факторов. Причём в Москве и остальных регионах они различаются.
Что отталкивает молодых учителей в профессии педагога
(результаты опроса, % от числа ответивших)
Факторы | Москва | Воронежская область | Республика Бурятия | Красноярский край |
---|---|---|---|---|
Конфликтные ситуации с обучающимися и их родителями | 25,2 | 14,4 | 9,4 | 12,9 |
Большая нагрузка | 24,1 | 7,3 | 8,1 | 8 |
Отсутствие свободы* | 22,6 | 10,4 | 10,3 | 9,9 |
Большой объём бумажной работы | 14,7 | 27,2 | 28,2 | 29,4 |
Низкая заработная плата | 8,1 | 37,4 | 35,7 | 34,4 |
* В анкете этот пункт расшифровывался как «очень большая зарегулированность образовательного процесса и школьной жизни в целом». Источник данных: МГПУ
Как видно по таблице, для молодых учителей в Воронежской области, Бурятии и Красноярском крае основные трудности — низкая зарплата и перегруженность бумажной бюрократической работой. А в Москве проблема зарплаты у начинающих специалистов стоит не так остро, зато на первый план выходят конфликты с учениками и их родителями.
Ещё одним фактором ухода из профессии может быть её недостаточный престиж в обществе. По словам Анастасии Белолуцкой, о нём свидетельствует гендерный дисбаланс среди молодых учителей. Например, в школах Москвы на 2022 год мужчины составляли 17,5% начинающих педагогов (и это ещё высокий показатель — по данным 2019 года, 87% преподавателей на всех уровнях образования в России составляли женщины). А в профессиях, которые считаются престижными, доля мужчин всегда выше.
В числе других факторов авторы отмечают недостаток методической поддержки молодых педагогов. Так, более 80% опрошенных во всех регионах отметили, что их карьерное развитие сильно зависит от системы поддержки начинающих специалистов. Но более трети (а в Москве — даже более половины) отметили, что в их школе такого нет: при желании можно обратиться за помощью к старшим коллегам, но не более того.
И наконец, проблемой для молодых учителей становятся неясные карьерные перспективы. Желаемыми траекториями молодые педагоги чаще всего называли административный рост в государственной школе (то есть стать в будущем завучем или директором школы), создание собственного предпринимательского проекта в сфере образования или творческое признание через победы в профессиональных конкурсах и разработку собственных педагогических техник.
Но отвечая на вопрос о том, какой карьерный путь типичен для выпускника педвуза, респонденты в большинстве случаев говорили о репетиторстве (полном уходе в него или совмещении с работой в школе). Значит, в представлении молодых учителей карьерные траектории в образовании, которые они считают для себя желательными, для них малодоступны, а репетиторство — реальная перспектива. Сравнивая эту ситуацию с ситуацией в других отраслях, они нередко решают сменить профессию.
Недавно были опубликованы данные об общем числе учительских вакансий в регионах России. Чаще всего школам не хватает учителей математики. А исследование НИУ ВШЭ в рамках «Мониторинга экономики образования» показало, что молодые учителя чаще сталкиваются с выгоранием, чем зрелые. При этом бороться с дефицитом молодых учителей планируют с помощью раннего вовлечения в профессию — через профильные психолого-педагогические классы.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!