Скидки до 60% и 3 курса в подарок 0 дней 00 :00 :00 Выбрать курс
Образование
#Мнения

Цитата недели: вузам пора отказаться от подхода «пока есть спрос, нужно на него отвечать»

Частному высшему образованию не избежать государственных ограничений на платный приём, а значит, объём образовательного рынка может сократиться.

Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media

Валерий Фальков

Министр науки и высшего образования РФ


Где: на совещании с ректорами частных университетов по вопросу качества высшего образования.


— Сегодня всё более очевидным становится противоречие между стремлением абитуриента получать специальность социально-гуманитарного профиля и потребностью страны в специалистах инженерно-технического и естественно-научного профиля. И это предмет нашего с вами большого разговора — нужно перестать жить в парадигме: пока есть спрос, нужно на него отвечать. Президент России поставил перед всеми нами чёткие задачи, и их нужно решать.

Контекст

С 1 сентября 2025 года вступит в силу закон об ограничении платного приёма в вузы России. Впервые об этом заговорили на заседании президентского Совета по образованию и науке в феврале. Тогда Валерий Фальков отметил, что сейчас в российских вузах платно учатся в основном экономике, управлению и праву, а надо, чтобы платный приём тоже работал на задачи государства — то есть готовил кадры для обеспечения технологического суверенитета.

Согласно принятому закону, к 1 декабря 2025 года Правительство утвердит порядок и условия, по которым будет определять перечень направлений подготовки и специальностей с ограниченным количеством мест для платного приёма. И уже в 2026 году приём в вузы пройдёт с учётом этих ограничений.

Пока проектов соответствующих документов нет, но уже ясно, что сокращения в первую очередь коснутся экономических, управленческих и юридических программ — именно на них из года в год абитуриенты предъявляют повышенный спрос.

С точки зрения государственных интересов пора перестать следовать этому спросу — в том числе и в частном образовании, судя по обращению главы Минобрнауки, с которым он выступил 18 июля на совещании с ректорами частных университетов по вопросу качества высшего образования.

Ранее Валерий Фальков уже говорил о том, что многие частные вузы работают исключительно ради прибыли, ведут обучение по направлениям, выпускников которых в стране и так избыток, и по некачественным программам. На совещании же с ректорами негосударственных университетов в выступлении Валерия Фалькова чётко прозвучало, что такие образовательные учреждения должны работать на те же задачи, что и государственные вузы — готовить кадры для прорывных технологических отраслей и пространственного развития страны. Потому частным вузам нужно модернизировать свои программы и отказаться от непрофильных и не соответствующих современным вызовам.

Из других выступлений на этом совещании, согласно цитатам на сайте Минобрнауки, следует, что к модернизации частное образование будут направлять через более строгий контроль качества обучения.

Так, заместитель министра науки и высшего образования Дмитрий Афанасьев привёл данные о том, что для некоторых частных вузов характерен низкий проходной балл ЕГЭ у абитуриентов — до 36. А первый заместитель председателя комитета Госдумы по науке и высшему образованию Олег Смолин подчеркнул, что правила в отношении качества образования должны быть одними и теми же для всех вузов, независимо от формы собственности.

Фото: SeventyFour / iStock

То, что нельзя будет ориентироваться лишь на спрос абитуриентов, означает, что рынок платного высшего образования в России, скорее всего, сократится. Хотя популярные экономические и юридические направления — только малая часть от длинного списка существующих направлений подготовки и специальностей в высшем образовании, обучение по ним составляет заметную долю платного образования.

По инженерно-техническим и естественно-научным программам, подготовку на которых стремится нарастить государство, выделяют достаточно бюджетных мест, и даже ведущие государственные технические вузы не скрывают, что набрать студентов на платное обучение на инженерные направления им непросто (зато популярностью пользуются платные IT-направления). Получается, что рынок для частных игроков в этой области сейчас едва ли есть.

Возможно, спрос будет расти в будущем в связи с тем, что государство старается переориентировать абитуриентов с популярных сейчас программ социально-экономического профиля на инженерные и естественно-научные. Но можно ли ожидать в ближайшие годы массового притока на эти программы абитуриентов с достаточно высокими баллами, которая и обеспечила бы спрос на платное образование в этой сфере, и одновременно не уронила бы качество образования?

Вряд ли, ведь для поступления на такие программы и успешного обучения на них нужно иметь хорошую школьную базу по математике, физике и прочим естественно-научным предметам. Известно, что ребята, которые успешно сдают ЕГЭ, например, по физике, углублённо изучают этот предмет в течение нескольких лет и выбирают его ещё на ОГЭ, то есть их подготовка начинается задолго до 11-го класса. И таких объективно не так уж много. Поэтому трудно ожидать большого притока таких абитуриентов в скором времени.

Кроме того, большой вопрос, как частным вузам найти ресурсы для открытия инженерных или естественно-научных программ, если до сих пор они ориентировались на популярный социально-гуманитарный профиль.

Сокращение объёма рынка, таким образом, вероятно, приведёт к закрытию какой-то части негосударственных вузов. Кроме того, тем EdTech-компаниям, которые собирались развиваться в сегменте высшего образования, тоже стоит пересмотреть свою стратегию, если она была связана с программами по экономике и управлению.

Правда, по большей части совместные программы EdTech-компаний и вузов ориентированы на сферу IT, а о сокращении платного приёма на таких направлениях речи пока не шло. Напомним, по итогам прошлого года сегменты ВО и СПО называли в числе главных драйверов на рынке онлайн-образования для взрослой аудитории.

Вообще, успешные примеры частного высшего образования вне сфер экономики, управления и права в России, как правило, связаны именно с IT. Так, на совещании с ректорами негосударственных вузов свой опыт представляли руководители Центрального университета и Университета «Иннополис».

Фото: gorodenkoff / iStock

Оба они в 2024 году даже вошли в топ-10 вузов с самым высоким средним баллом ЕГЭ у поступивших. Но это пока небольшие, нишевые проекты. Например, в Центральный университет в 2024 году поступили в общей сложности (включая и бакалавриат, и магистратуру) менее 600 человек, а в «Иннополис» — менее 500.

Для сравнения, в Российский новый университет, ректор которого также участвовал в совещании, только в бакалавриат по экономическим и управленческим направлениям («Экономика», «Менеджмент», «Управление персоналом», «Государственное и муниципальное управление», «Бизнес-информатика») на платные места зачислили 770 человек.

Можно предположить, что та аудитория, которая при сохранении нынешних правил пошла бы на платное высшее экономическое или юридическое образование, и в ближайшие годы не захочет переориентироваться на инженерию, будет перетекать в СПО.

О сокращении платных программ в колледжах речи пока не идёт, хотя в обсуждениях в Госдуме также постоянно звучит критика того, что рабочие профессии не очень популярны, а в топе спроса та же юриспруденция (напомним, в СПО готовят не только по рабочим профессиям, но и по программам подготовки специалистов среднего звена).



Курс

Профессия Методист с нуля до PRO

Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики и станете более востребованным специалистом.

Узнать о курсе →

Практический курс: «Продюсер онлайн-курсов с нуля до PRO» Узнать о курсе
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована