Цитата недели: ИИ похож на лекарство, которое не стоит принимать как попало
А студенты примерно так и делают, если не регулировать этот процесс. В результате они ничему не учатся и теряют навык мышления.


Иллюстрация: Polina Vari / GPT Image 1 / Polina Vari для Skillbox Media
Ульяна Раведовская
директор Школы образования ТюмГУ
Где: конференция «Современная {ЦИФРОВАЯ} дидактика» в МГПУ
— Если ИИ в образовании используется без перестройки образовательной модели, образовательного процесса, то это действительно плохо работает. <…> В этом смысле ИИ похож на лекарство. Если человеку дать какое-то лекарство, сказать: «Крутое лекарство, принимайте», и человек самостоятельно примет решение, как его принимать, он будет во многом ошибаться. То есть [принимать] слишком много, слишком часто, не в тот момент, не в том сочетании, и тогда это представляет из себя угрозу, иногда в прямом смысле слова. То же самое с искусственным интеллектом: если мы не регулируем его использование, всё становится хуже — или, по крайней мере, такой возникает риск.
Контекст
16 октября состоялась VII Международная научная конференция «Современная {ЦИФРОВАЯ} дидактика» в МГПУ. Ожидаемо, много говорили про ИИ в образовании. На сессии «Практика ИИ в вузах: о чём пора договариваться» директор Школы образования Тюменского государственного университета Ульяна Раведовская выступила с докладом о том, почему развитие генеративного ИИ требует смены образовательных моделей в вузах и какими могут быть эти модели.
Если коротко, в том, как сейчас студенты работают с ИИ-инструментами (речь, конечно, про генеративные нейросети), заметна такая проблема: встретившись с новой задачей, студенты сразу делегируют её искусственному интеллекту. То есть не пытаются разобраться самостоятельно, как её решить, и потому не формируют новых знаний и навыков. Кроме того, они передают нейросетям наиболее сложные из знакомых задач. То есть оптимистичная гипотеза о том, что люди отдадут ИИ рутину, а сложными творческими задачами займутся самостоятельно, не подтверждается — люди делают ровно наоборот.
И это, как отметила Ульяна Раведовская, не просто наблюдения отдельных преподавателей: уже появился набор исследований с такими результатами. Например — нашумевшая работа учёных MIT. Этот эксперимент показал, что участники, которые несколько раз подряд использовали чат-бота для написания эссе, потом столкнулись со сложностями при самостоятельном написании текста — мозг как будто привык лениться.
В основной части своего доклада Ульяна привела пример того, как можно перестроить образовательный процесс в вузе, — она рассказывала про курс «Биология поведения человека» на совместном бакалавриате МШУ «Сколково» и МФТИ. Над ним работали и специалисты ТюмГУ.
Этот интенсив недавно в очередной раз провели с ИИ-персонами вместо преподавателей (о выводах по результатам предыдущего запуска Skillbox Media сообщало здесь и здесь, а подробнее о том, как всё было организовано, Ульяна Раведовская рассказывала в интервью).
Суть в том, что студенты имеют доступ к ИИ-аватару (виртуальному преподавателю), обученному на большом массиве знаний по теме, — но при этом у ребят практически нет лекций, им всё время приходится изучать новую для себя область в командах с помощью ИИ, готовить доклады, выступать с ними перед экспертами и так далее.
У такого подхода, разумеется, есть свои трудности. Одна из них, по словам спикера, — ресурсозатратность. Нужны, во-первых, длительный процесс разработки с переосмыслением целей курса, во-вторых, активная поддержка студентов в процессе. Поэтому в таком режиме получается выше нагрузка и у тех, кто ведёт курс, и у самих студентов. Но зато этот подход подталкивает учащихся осваивать новое самостоятельно, а не делегировать автоматически нейросетям любые вопросы.
Читайте также:
- Похоже, нейросети увеличивают разрыв: отличники развиваются, троечники теряют интерес
- Угроза или возможность? Чем беспокоит преподавателей всего мира развитие ИИ
- Почти в четверти студенческих работ в России нашли признаки ИИ-генерации
- Эксперты объяснили, какие проверочные задания стоит давать студентам в эпоху ИИ
Профессия Методист с нуля до PRO
Вы прокачаете навыки в разработке учебных программ для онлайн- и офлайн-курсов. Освоите современные педагогические практики, структурируете опыт и станете более востребованным специалистом.
Узнать подробнее