Что посмотреть и послушать об образовании: подкасты сентября 2023-го
Слушаем и смотрим дискуссии об EdTech, школах и университетах.
Иллюстрация: Dana Moskvina / Skillbox Media
Какими были главные точки роста российского EdTech
Кто: основатель и CEO Skillbox Дмитрий Крутов.
Где: в подкасте «План развития».
Про что: что помогло Skillbox вырасти в одного из ключевых игроков на российском рынке онлайн-образования.
Первый сезон нового подкаста «План развития» посвящён развитию EdTech-проектов, и в нём уже есть несколько интересных выпусков. Дмитрий Крутов стал гостем пилотного эпизода.
В основном выпуск посвящён стратегиям продвижения курсов Skillbox и его конкурентов на разных этапах развития и тем событиям, которые повлияли на формирование рынка онлайн-образования в стране. Про образовательную составляющую речь почти не шла. Зато можно узнать, на какие метрики в компании полагаются в оценке качества обучения и удовлетворённости слушателей, а каким не слишком доверяют.
Ещё CEO Skillbox рассказал, какие направления самые популярные и как вообще рядом уживаются курсы по кройке и шитью и программы для будущих разработчиков и дата-сайентистов.
Какие существуют виды оценивания
Кто: исследовательница и консультант международных проектов в области оценивания Ольга Анисимова.
Где: на вводном вебинаре курса «Виды оценивания. Виды тестов» в МПГУ.
Про что: как классифицируют виды оценивания и типы тестов и как понять, какой вариант подойдёт для ваших задач.
Это первое пробное занятие по курсу, который проводит команда магистерской программы «Педагогический дизайн: разработка учебных ресурсов и материалов по иностранным языкам» в МПГУ. И даже без продолжения этот вебинар будет полезен всем, кто применяет разные способы оценивания в образовании и тем более разрабатывает тесты самостоятельно.
На понятных примерах Ольга Анисимова объясняет разницу между формирующим и суммирующим оцениванием и показывает иные виды классификации. Кроме того, на вебинаре разобраны виды тестов по целям и по типам заданий. Запись поможет ответить на вопросы, когда нужны тесты на скорость, для каких целей подойдут задания с активной работой тестируемого, а когда лучше взять вопросы с множественным выбором и можно ли использовать вопросы из суммирующего теста для формирующего оценивания и наоборот.
Читайте также:
Когда ИИ заменит школьникам репетиторов
Кто: директор направления «Развитие человека на основе данных» в Университете 2035, методолог образования Андрей Комиссаров.
Где: в презентации по проекту ИИ-тьютора для школ.
Про что: как можно обучить нейросети, чтобы они действительно помогали детям учиться.
В последних дискуссиях о применении генеративных нейросетей в образовании Андрей Комиссаров высказывал такую мысль: пока искусственному интеллекту недоступно осмысленное общение и роль значимого взрослого, сопровождающего развитие ребёнка, но это ненадолго. Крупнейшие мировые образовательные онлайн-платформы уже работают над ИИ-тьюторами, с которыми учащиеся будут общаться, как с людьми, и получать ответы практически на любые учебные (а может быть, и не только) вопросы.
В этом видео Андрей Комиссаров представляет собственную разработку. Проект ИИ-тьютора следует мировым трендам: разработчики создают систему, с которой дети смогут вести самостоятельный диалог. Причём предполагается, что в основном это будет устный диалог, и нейросети смогут проверить способности учащихся вспоминать изученное, формулировать ответы, рассуждать. При этом в проекте учтена и роль педагога-человека — он продолжит задавать направление обучения и корректировать его.
Пилотную версию ИИ-тьютора по обществознанию для учеников 7–8 классов планируется представить в ноябре на конференции Сбербанка AI Journey. Разработку поддерживает группа компаний «Самолёт», и предполагается, что первыми её внедрят в построенных этим застройщиком школах.
Кстати, подробнее об основанных на ИИ инструментах, над которыми сейчас работают мировые EdTech-гиганты, можно узнать из вебинара, проведённого в сентябре LLLab (список начинается на отметке 17:55 в видео).
Читайте также:
Какие возможности и проблемы для рынка труда и образования создаёт ИИ
Кто: основатель и CEO платформы Dbrain, выпускник РЭШ Дмитрий Мацкевич и профессор РЭШ Иван Стельмах.
Где: в подкасте РЭШ «Экономика на слух».
Про что: какие функции ИИ уже берёт на себя и как это повлияет на профессии.
Участники этого выпуска тоже отмечают, что ИИ-инструменты начинают выполнять удивительно человеческие функции. Например, могут выступить слушателем, когда нужно выговориться, и найти ответ практически на любой вопрос. Эмпатией нейросети, конечно, не обладают, но воспринимается это именно так. И эксперты считают, что меняющиеся таким образом отношения между людьми и чат-ботами повлияют на бизнес в разных отраслях — фактически любую индустрию можно будет перестроить с нуля. А значит, велико будет влияние новых технологий и на образование.
Что касается ИИ-грамотности, то участники дискуссии уверены: умение взаимодействовать с чат-ботами на основе генеративных нейросетей скоро станет базовым навыком любого профессионала, чем-то вроде способности гуглить. А вот предсказать, какие ещё умения потребуются сегодняшним школьникам или студентам в будущей работе, всё сложнее и сложнее. Возможно, одним из главных будет навык работы в условиях неопределённости.
Читайте также:
Как должны быть устроены и оборудованы школьные здания
Кто: заведующий лабораторией управления школой Института образования НИУ ВШЭ Константин Серёгин.
Где: в подкасте «Расписание на послезавтра».
Про что: какие есть требования к современным зданиям образовательных учреждений и что делать, если учесть их все не получается.
Проектирование и строительство школьных зданий — особая архитектурная задача. Сложность ещё и в том, что в разные времена её решали по-разному, и в зданиях, которые были ультрасовременными и очень качественными полвека назад, сегодня уже не хватает пространства для базовых потребностей учащихся и педагогов. В этом подкасте Константин Серёгин рассказывает, как менялись представления исследователей и практиков об образовательной среде и есть ли в этой сфере какие-то универсальные принципы.
Всего эксперт выделяет четыре базовые условия, необходимые для того, чтобы учителя и учащиеся могли находиться в образовательном пространстве и думать об обучении (а не о том, как им некомфортно). В их числе, например, достаточная освещённость. Также участники дискуссии обсуждают, как вывести вопросы среды из «слепого пятна» и с чего начать их решение.
Читайте также:
Как устроены лучшие школы в Европе
Кто: исследователь разных подходов к школьному образованию и автор книг «Другая школа», «Другая школа — 2», блогер Александр Мурашов.
Где: в выпуске ютуб-проекта «Нормальные люди» (выпуск посвящён эстонским школам).
Про что: как на постсоветском пространстве Эстонии появились школы, от которых «просто сносит голову».
Эстония в большом международном исследовании качества школьного образования PISA в 2018 году вошла в топ-5 и набрала максимальное количество баллов среди всех европейских стран (перед ней только китайский регион BSJZ, то есть Пекин — Шанхай — Цзянсу — Гуандун, а также Сингапур, Макао и Гонконг). Как же устроены эстонские школы? Известный исследователь школьного образования Александр Мурашов решил это выяснить, пообщавшись с педагогами и учениками непосредственно в школах.
Одной из учительниц он задал вопрос: вот если описать российское школьное образование одним словом, то это будет «дисциплина», а каким единственным словом можно описать эстонское школьное образование? Собеседница ответила: «Самостоятельность». «Учителя у нас очень свободные, — пояснила она. — Государство определяет цель курса на год или на три года, а то, как мы к ней подходим, зависит только от нас».
По её словам, содержание урока очень зависит от обратной связи от учеников: «Если они считают урок скучным, значит, мне нужно что-то поменять».
Программы подготовки учителей разрабатываются совместно с коучами, и тренинги педагоги проходят несколько раз в год. Правда, их зарплаты при этом, как и в большинстве других стран, оставляют желать лучшего, поэтому молодые люди и там не горят желанием идти в эту профессию.
Ещё из интересных фактов: уроки длятся по 75 минут, есть такие школьные предметы, как «Человек» и «Карьера», и у каждого класса не по одному классному руководителю, а по два ментора.
Почему инфобизнес — это не стыдно
Кто: основательница методологического агентства Hi.Steve Таисия Шенцева и ведущая подкаста «Люблогинг» Анна Павлова.
Где: в выпусках подкаста «Люблогинг» об образовательных продуктах и о заработке на блогах.
Про что: как блогеру запустить свой образовательный продукт и чем вредны убеждения «всё онлайн-образование некачественное» или «блогинг — это не работа».
В первом выпуске с участием Таисии Шенцевой больше внимания уделено практическим вопросам: как исследовать аудиторию перед запуском первого курса, стоит ли вкладываться в производство и запись на ранних этапах, как организовать процесс.
Со вторым выпуском этот диалог связывает тема ограничений, которые приносят в свои образовательные продукты сами блогеры. Например, устанавливают на курсы до смешного низкие цены, хотя на самом деле вложились в качество продукта, постарались раскрыть тему и придумать полезные задания. Дело тут отчасти в неуверенности в себе: от дешёвого курса никто не будет ждать ничего особенного, а значит, и серьёзной критики можно не бояться. Во втором выпуске Анна Павлова продолжает эту тему и рассуждает о том, что противопоставить репутации блогинга как занятия, которое приносит лёгкие деньги, и можно ли сегодня воспринимать инфобизнес как способ делиться любыми знаниями.
Можно ли научить себя учиться
Кто: философ, преподаватель и соорганизатор научно-просветительского общества «Интеллектуальные среды» Юрий Ветютнев.
Где: в подкасте «Психология+».
Про что: как преодолеть прокрастинацию в обучении.
Некоторые преподаватели вузов тоже считают инфобизнес в целом полезной практикой. И двое из них беседуют в этом подкасте.
Гость выпуска Юрий Ветютнев считает, что эффективно учиться можно только в том случае, когда в этом есть ясная потребность, а значит, и мотивация. А проблемы современных вузов, с его точки зрения, связаны в основном с тем, что громадное большинство студентов пришли на учёбу, потому что так нужно обществу — но не им самим.
С ведущим подкаста Сергеем Красновым он обсуждает, как преподавателям работать с группами, где немотивированных студентов большинство, и что делать тем, кто учится для себя и за свой счёт, но всё равно не может преодолеть прокрастинацию.
Как школе приспособиться к цифровизации
Кто: директор школы «Сколка» Дмитрий Фишбейн, учитель Андрей Федотов, издатель «Мела» Надежда Папудогло.
Где: в подкасте «Сферума» «Учитель нашего времени».
Про что: как цифровые технологии уже вошли в обучение и что делать, если школа отстаёт от темпов всеобщей цифровизации.
У пилотного выпуска подкаста «Сферума» максимально общая и, казалось бы, избитая тема — как цифровизация повлияла на школу и как учителям и родителям школьников с этим жить. Тем не менее разговор получился интересным.
Дмитрий Фишбейн (в недавнем прошлом — руководитель Лицея НИУ ВШЭ) рассказал, как будет организована работа с цифрой в его новом школьном проекте «Сколка», а Андрей Федотов — о том, как в его работе в белгородской школе соединяются требование убирать телефоны в шкафчики на время урока и совместный блог с учениками. А ещё участники обсудили, как с цифровизацией связан рост популярности семейного обучения и как меняется роль учителя по мере распространения цифровых инструментов.
Как работает офлайн-школа программирования для детей по франшизе
Кто: франчайзи международной школы KiberOne Евгений Гарбовский и Елена Ярославцева.
Где: в подкасте «Не на готовенькое».
Про что: как организовать работу школы по франшизе.
Подкаст «Не на готовенькое» посвящён разнообразным франшизам — и уже его название подчёркивает, что это совсем не покупка готового бизнеса, который будет работать сам собой. В этом выпуске участники раскрывают особенности и подводные камни франшизы в образовательной сфере.
Спикеры подробно рассказывают, какие могут понадобиться вложения на открытие своей школы (суммы будут различаться в разы в зависимости от выбранного помещения), как на результаты влияет расположение школы, как и где искать квалифицированных тьюторов и почему школьные учителя информатики чаще всего на эту роль не подходят.
Какие студенты больше вовлечены в дополнительное образование и социальную активность
Кто: старший научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Дмитрий Логинов.
Где: на вторничном семинаре Института образования НИУ ВШЭ.
Про что: о результатах исследования социальной и образовательной активности студентов вузов и СПО в трёх российских регионах.
На семинаре исследователь из РАНХиГС рассказал о том, как вовлечённость студентов в волонтёрство и другие социальные активности (за исключением политической деятельности) и в дополнительное образование связана с их демографическими и иными характеристиками. Чтобы выяснить это, авторы работы провели интервью почти с тремя тысячами учащихся вузов и колледжей в Санкт-Петербурге, Ивановской и Свердловской областях. Их интересовало, насколько активны студенты были в школьные годы, какой достаток у их родительских семей, работают ли эти студенты и как оценивают собственные навыки и знания. Учитывался также возраст респондентов и то, в каких населённых пунктах они живут и учатся.
Несмотря на то что всю информацию исследователи получили со слов самих студентов (и, например, данные о развитии у них различных навыков субъективные и не слишком надёжные), удалось получить несколько важных выводов. Например, выяснилось, что трудовая занятость студентов параллельно с учёбой не мешает их социальной активности. Наоборот, те, кто рано вышел на рынок труда, чаще находят в себе силы ещё и на какое-нибудь волонтёрство. И, похоже, участие в дополнительных активностях действительно помогает студентам развивать социальные навыки.
Читайте также: