11 февраля в Государственной думе прошло обсуждение новой стратегии развития образования в России на период до 2036 года с перспективой до 2040-го. На заседании в формате «правительственного часа» выступили вице-премьер Дмитрий Чернышенко, руководители Минпросвещения, Минобрнауки и Рособрнадзора и другие чиновники и эксперты. Большинство прозвучавших нововведений уже обсуждались ранее в Думе и на других площадках, но теперь их рассматривали в контексте долгосрочной стратегии.
Так, в выступлении министра просвещения Сергея Кравцова наряду с тезисами о продолжении воспитательной работы школ и обеспечении единого образовательного пространства прозвучали идеи о «независимости от репетиторов» (этого хотят добиться, обеспечивая соответствие школьных программ вопросам ОГЭ и ЕГЭ) и о защите от фиктивной переподготовки учителей (кстати, большой разбор этой темы сегодня опубликовали «Известия»: в некоторых «учебных заведениях» можно получить корочки вообще без формальностей в виде обучения). Министр сообщил, что уже разработан законопроект, который запретит повышение квалификации и переподготовку педагогов на краткосрочных коммерческих курсах, — обучиться можно будет только в одном из государственных учреждений, включённых в специальный реестр.
Кроме того, упоминались действующий закон по снижению бюрократической нагрузки на педагогов (Сергей Кравцов признал, что он не всегда работает, и нужен мониторинг его реализации) и стартовавшая по поручению президента инициатива о новой модели оплаты труда работников бюджетной сферы. В эксперименте по её тестированию участвуют и образовательные организации. А вице-премьер Дмитрий Чернышенко упомянул, что планируется рассмотреть вопрос о передаче школ с муниципального уровня на региональный — это должно повысить их финансирование. Видимо, речь идёт о массовой передаче, потому что переводить отдельные школы под своё управление региональные власти могут и сейчас.
Отдельно в Госдуме обсудили нехватку учителей по естественно-научным предметам. Дмитрий Чернышенко напомнил, что уже принят комплексный план по повышению качества естественно-научного и математического образования. А говоря о повышении привлекательности учительской профессии, вице-премьер заявил, что совместно с с Федеральной налоговой службой уже разрабатывается механизм, который позволит поощрять учителей за успехи их бывших учеников во взрослой жизни.
Кроме того, Дмитрий Чернышенко подтвердил планы по возрождению начального профессионального образования — по его словам, новые программы подготовки по востребованным рабочим профессиям будут продолжаться от полугода до двух лет. Сначала их внедрят в ряде регионов в пилотном режиме.
Министр науки и высшего образования Валерий Фальков перечислил основные принципы новой модели высшего образования, а также напомнил о предложениях, недавно озвученных на президентском совете по образованию и науке: регулировать платный приём в вузы так, чтобы его структура соответствовала потребностям экономики, и выдавать льготные образовательные кредиты только на обучение по приоритетным для государства направлениям.
Что касается реформы по отказу от Болонской системы, в будущем, рассказал министр, в вузах будет вместо бакалавриата и специалитета единый уровень — высшее образование (от слова «базовое» в названии решено, видимо, отказаться). Большинству выпускников для работы будет достаточно одного уровня образования, а программы специализированного высшего в магистратуре будут предназначены для тех, кто уже имеет практический опыт в своей специальности.
Больше интересного про образование ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- Специализированным вузам может стать сложнее открывать непрофильные направления
- Для выпускников-медиков планируют ввести отработки за полученное на бюджете образование
- Выпускникам колледжей хотят ограничить возможность поступать в вузы без ЕГЭ
- Для поступления в колледжи девятиклассникам предложили сдавать ОГЭ по двум предметам
- Глава Минтруда считает, что рынку труда нужны в основном выпускники колледжей, а не вузов