Былое: Циолковский о коллегах-педагогах — «Мне скучно в учительской»
Знаменитый учёный-самоучка 40 лет работал учителем в уездных школах. Вот что он вспоминал о начале своего учительского пути.
Иллюстрация: Wikimedia Commons / Ольга Скворцова / Skillbox Media
«Наконец после Рождества (1880 года) я получил известие о назначении меня на должность учителя арифметики и геометрии в Боровское уездное училище.
<…>
Педагогический персонал был далеко не идеальный. Жалованье было маленькое, город прижимистый, и уроки добывались (не совсем чистой) хитростью: выставлялась двойка за четверть или наушничали богатеньким родителям о непонятливости ученика.
Я никогда не угощал, не праздновал, сам никуда не ходил и мне моего жалованья хватало. Одевались мы просто, в сущности, очень бедно, но в заплатах не ходили и никогда не голодали.
Другое дело мои товарищи. Это большей частью семинаристы, кончившие курсы и выдержавшие, кроме того, особый экзамен на учителя. Им не хотелось поступать в попы. Они привыкли к лучшей жизни, к гостям, праздникам, суете и выпивке. Им не хватало жалованья. Брали взятки, продавали учительские дипломы сельским учителям. Я ничего не знал по своей глухоте и никакого участия в этих вакханалиях не принимал. Но все же по мере возможности препятствовал нечестным поступкам.
Сам я всегда отказывался от уроков со своими учениками, а другие (чужие) редко попадались.
Товарищи — студенты университета — были приличней.
<…>
Был я аккуратен и ходил до звонка. Дело в том, что мне скучно в учительской, так как слышал звуки, но разговоров не разбирал и из десяти слов улавливал не более одного… »
ИСТОЧНИК: К. Э. Циолковский. «Черты из моей жизни».
Контекст
О том, как Константин Циолковский стал учителем, мы рассказывали в предыдущей публикации. Назначение он получил в уездное училище. Такие училища были одной из разновидностей школ в царской России, попроще гимназий и реальных училищ. С 1875 года уездные училища начали преобразовывать в городские, но даже к концу XIX века этот процесс ещё не был завершён.
Преподавали в уездных училищах Закон Божий, священную и церковную историю, русский язык, арифметику, геометрию, географию, историю, чистописание, черчение и рисование, кроме того, там могли быть и дополнительные предметы.
Гимназии давали классическое образование и готовили выпускников к университетам, их программа непременно включала в себя латынь. Реальные училища имели естественную, математическую и техническую направленность — те, кто желал продолжить образование после них, поступали большей частью в технические институты, чтобы стать инженерами. А уездные училища (как затем и городские) представляли собой не специализированный вид общего образования, курс имели более короткий и лёгкий. Тем не менее выпускники таких училищ имели право поступить на гражданскую службу с младшим чином коллежского регистратора.
Что касается педагогов, то получить звание учителя уездного или городского училища можно было даже без дипломов университета или свидетельств об окончании педагогических курсов и аттестатов учительской семинарии — но требовалось сдать экзамены по ряду предметов специальной комиссии. Именно это и сделал Циолковский, не имевший никакого формального образования.
Вообще, среди преподавателей училищ немногие имели университетские дипломы — выпускники университетов предпочитали, как правило, работать в гимназиях, там условия работы были лучше, да и статус гимназического учителя был выше, чем у преподавателя училища.
Размеры жалованья учителей уездных и городских училищ сильно отличались в разных регионах. В любом случае эти педагоги получали меньше преподавателей гимназий и часто были вынуждены подрабатывать репетиторством. Причём репетиторство бывало не только честным — порой оно выступало способом вымогательства у своих же учеников, обязательным условием того, чтобы те успешно выдержали экзамены.
Притом что жалованье учитель и так имел невысокое, Циолковский существенную часть своей зарплаты тратил на технические средства для научных опытов, о чём сам упоминал в своих воспоминаниях. Он не скрывал, что пошёл в педагогическую профессию лишь ради куска хлеба и стабильного положения, а всё свободное время посвящал своим научным изысканиям, однако в процессе работы учительство его тоже всерьёз увлекло. Педагогом он был нестандартным — ученики его любили, а вот коллеги не всегда понимали.