Былое: как Герцен сдавал выпускные экзамены в университете
Александр Иванович Герцен с отличием окончил в 1833 году физмат Московского университета. Учёным не стал, но учёбу вспоминал с благодарностью.
Изображение: Александр Витберг, «Портрет Александра Герцена», 1836 г. / Ольга Скворцова / Skillbox Media
«… Мой курс пришёл к концу. Обыкновенные хлопоты, неспаные ночи для бесполезных мнемонических пыток, поверхностное учение на скорую руку и мысль об экзамене, побеждающая научный интерес, всё это — как всегда. Я писал астрономическую диссертацию на золотую медаль и получил серебряную. Я уверен, что я теперь не в состоянии был бы понять того, что тогда писал и что стоило вес серебра.
Мне случалось иной раз видеть во сне, что я студент и иду на экзамен, — я с ужасом думал, сколько я забыл, срежешься да и только, — и я просыпался, радуясь от души, что море и паспорты, годы и визы отделяют меня от университета, никто меня не будет испытывать и не осмелится поставить отвратительную единицу. А в самом деле, профессора удивились бы, что я в столько лет так много пошёл назад. Раз это со мной уже и случилось.
После окончательного экзамена профессора заперлись для счёта баллов, а мы, волнуемые надеждами и сомнениями, бродили маленькими кучками по коридору и по сеням. Иногда кто-нибудь выходил из совета, мы бросались узнать судьбу, но долго ещё не было ничего решено; наконец вышел Гейман.
— Поздравляю вас, — сказал он мне, — вы — кандидат.
— Кто ещё? Кто ещё?
— Такой-то и такой-то.
Мне разом сделалось грустно и весело; выходя из-за университетских ворот, я чувствовал, что не так выхожу, как вчера, как всякий день; я отчуждался от университета, от этого общего родительского дома, в котором провёл так юно-хорошо четыре года; а с другой стороны, меня тешило чувство признанного совершеннолетия, и отчего же не признаться, и название кандидата, полученное сразу».
Источник: А. И. Герцен, «Былое и думы».
Контекст
Герцен, по его воспоминаниям, стал студентом Московского императорского университета в 17 лет, по-настоящему увлёкшись естественными науками, — он писал, что наука была для него настоящей страстью в юности. Поскольку преподавали естественные науки тогда на физико-математическом факультете, он поступил туда.
Свои научные взгляды в области естествознания Герцен выразил в эссе «О месте человека в природе» — он написал его, учась на старших курсах. Потом глубоко заинтересовался астрономией и диссертацию — так называли письменную работу, которую нужно было представить выпускникам университета, претендовавшим на степень кандидата, — написал уже по астрономии на тему «Математическое изложение астрономической системы Коперника».
Степень кандидата присваивалась в 1803–1884 годах в Российской империи тем выпускникам, которые окончили университетский курс с отличием и представили письменную работу на избранную ими тему. Согласно Табели о рангах, степень давала право на чин 10-го класса, то есть коллежского секретаря.
Выпускником Герцен был не только подающим надежды, но и амбициозным — он рассчитывал получить золотую медаль (она могла быть только одна на курсе) и так расстроился оттого, что пришлось «довольствоваться» серебряной, что не пошёл на награждение.
«В бумагах, присланных мне из Москвы, я нашёл записку, которой я извещал кузину, бывшую тогда в деревне с княгиней, об окончании курса. „Экзамен кончился, и я кандидат! Вы не можете себе представить сладкое чувство воли после четырёхлетних занятий. Вспомнили ли вы обо мне в четверг? День был душный, и пытка продолжалась от 9 утра до 9 вечера“ (26 июня 1833). Мне кажется, часа два прибавлено для эффекта или для скругления. Но при всём удовольствии самолюбие было задето тем, что золотая медаль досталась другому (Александру Драшусову). Во втором письме, от 6 июля, сказано: „Сегодня акт, но я не был, я не хотел быть вторым при получении медали“», — вспоминал потом Герцен в «Былом и думах».
Однако в университете юный Александр Герцен увлёкся не только наукой, но и социально-политическими идеями. Вокруг него и его друга Огарёва сложился общественный кружок студентов, интересовавшихся темой общественных свобод. Они не замышляли чего-то революционного, а просто много читали и обсуждали — из истории и философии, считали кумиром Сен-Симона (французского философа, основателя утопического социализма).
Деятельность этого кружка продолжалась и после того, как его участники окончили университет. Это не осталось незамеченным властями, и сам факт вольнодумства в ту эпоху не мог не вызвать недовольство.
Уже через три года после окончания университета Герцена вместе с его друзьями арестовали по ложному обвинению в распевании пасквильных песен, порочащих императорскую фамилию, и отправили в ссылку.
В Москву он вернулся в 1840 году и даже смог устроиться на службу в канцелярию министерства внутренних дел (правда, ненадолго), однако темы социальных преобразований продолжали волновать его — что становилось причиной жизненных неурядиц. Словом, большой наукой Герцен после окончания университета так и не занялся, но стал знаменитым, как бы сейчас сказали, диссидентом. Однако образование своё ценил.
В «Былом и думах» он вспоминал, как в 1844 году встретился случайно на обеде у артиста Щепкина с Дмитрием Матвеевичем Перевощиковым — профессором астрономии Московского университета, под руководством которого как раз в годы учёбы Герцена в университете построили обсерваторию. Под конец обеда между Перевощиковым и Герценом состоялся разговор, который Герцен описал так:
«— Жаль-с, очень жаль-с, что обстоятельства-с помешали-с заниматься делом-с — у вас прекрасные-с были-с способности-с.
— Да ведь не всем же, — говорил я ему, — за вами на небо лезть. Мы здесь займёмся, на земле, кой-чем.
— Помилуйте-с, как же-с это-с можно-с, какое занятие-с, Гегелева-с философия-с; ваши статьи-с читал-с, понимать-с нельзя-с, птичий язык-с. Какое-с это дело-с. Нет-с!
Я долго смеялся над этим приговором, то есть долго не понимал, что язык-то у нас тогда действительно был скверный, и если птичий, то, наверное, птицы, состоящей при Минерве».
Читайте также:
- Былое: как учили и экзаменовали студентов 130 лет назад
- Как студент Герцен выгнал из университета неугодного профессора
- Лев Толстой — о бесполезности школьных и университетских экзаменов
- «Никаких экзаменов для сознательных пролетариев-матросов не нужно»
- Менделеев об испытаниях на практике вместо экзаменов: «Дело лучше слова»