Былое: как Чехов сдавал выпускные экзамены в гимназии
Сочинение он писал четыре с половиной часа и вышел из класса последним, а математику еле натянул на тройку. Но всё равно был молодец.
Изображение: неизвестный автор, 1883 г. / «Портреты А. П. Чехова», издание Государственного литературного музея, 1938 г. / История России в фотографиях / Ольга Скворцова / Skillbox Media
«Он знал, что ожидает тех, кто не в состоянии поступить в университет, — 1 марта его записали в Таганрогский участок для отбывания воинской повинности. Ни одного экзамена провалить было нельзя. Пятнадцатого мая гимназисты писали сочинение. Тема его, составленная попечителем Одесского учебного округа, полностью соответствовала установкам царского правительства: „Нет зла более, чем безначалие“. Экзамен начался в 10:20, и последним, кто сдал работу, в 16:55, был Антон. Это был самый длинный из когда-либо написанных Чеховым философских опусов, к тому же заслуживший похвалы за литературные достоинства.
Назавтра на экзамене по Закону Божьему Антон получил пятёрку, в последующие дни — четвёрку за устный экзамен по истории, тройку за письменную латынь и четвёрку за устную. Через две недели были четвёрки за письменный и устный греческий, тройка по математике.
Одиннадцатого июня чуть не случилось непоправимое: перемножая дроби на устном экзамене по математике, Антон сбился, и только путём голосования учителя поставили ему жизненно необходимую тройку.
Пятнадцатого июня 1879 года ему был выдан аттестат зрелости, подписанный действительным статским советником кавалером Эдмундом Рейтлингером, инспектором Дьяконовым, отцом Покровским и семью другими преподавателями. Антон Чехов получил пятёрку за знание Закона Божьего (как за экзамен, так и за письменные работы), по географии, французскому и немецкому языку — четвёрки. По латыни, математике, физике и естествоведению — предметам, необходимым будущему врачу, — он получил лишь тройки. По русскому языку и литературе у него были четвёрки. Поведение его было оценено как „отличное“, а прилежание — как „очень хорошее“.
<…> К концу июля Антон был готов к отъезду. Четвёртого августа он получил увольнительное свидетельство для поступления в Московский университет за подписью таганрогского мещанского старосты. Но самое главное — стипендию в 25 рублей серебром, которую выдавали лучшим выпускникам гимназии и о которой Антон хлопотал всё лето.
Кроме того, ему удалось найти двух постояльцев в родительский дом на Грачёвке — это были его школьные приятели Дмитрий Савельев и Василий Зембулатов, — оба были на два года старше Антона и собирались, как и он, изучать медицину в Московском университете. За постой они согласились платить по 20 рублей в месяц. Шестого августа нагруженный поклажей Антон сел в московский поезд и отправился в новую жизнь».
Источник: Дональд Рейфильд. Жизнь Антона Чехова. Перевод с английского О. Макаровой. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: «КоЛибри», «Азбука-Аттикус», 2018.
Контекст
Антон Павлович Чехов окончил в 1879 году Таганрогскую классическую гимназию. Там учились представители разных сословий, в том числе дети мещан и купцов. Правда, беднякам плата была не по карману, поэтому из поступивших доучивались далеко не все.
Одноклассник Чехова, Ефим Ефимьев, покинувший гимназию в двенадцатилетнем возрасте (он стал часовщиком и плотником), позднее вспоминал, что они с Антоном считались там «людьми плебейского происхождения».
Отец Чехова был мелким лавочником и не слишком удачливым. Человек деспотичный и жестокий, детей он «воспитывал» розгами и кулаками. Однако, пока позволяло материальное положение, он постарался, насколько мог, дать сыновьям хорошее образование — нанимал им домашних учителей и определил в гимназию.
В младших классах Антон учился неважно. Особенно не давался ему греческий, который в классической гимназии был предметом обязательным, как и латынь. Все экзамены за третий класс он провалил, и пришлось готовиться к пересдаче. Всерьёз взялся за ум юный Чехов уже позднее, когда, натерпевшись нищеты, задумался о собственном будущем.
Кстати, в течение двух лет Антон, как и его братья, учился сразу в двух школах — кроме гимназии, в ремесленном училище. Отец хотел, чтобы у мальчиков на всякий случай была и рабочая профессия. Правда, эту вторую школу Антон так и не окончил, зато сшил себе модные брюки с жилеткой (он учился портняжному делу).
Уехал в Москву и поступил в университет сначала старший из братьев Чеховых — Александр. Антону же спустя четыре года оканчивать гимназию и определяться с планами на будущее пришлось в обстоятельствах очень нелёгких. Отец в 1876 году совсем разорился и сбежал от долгов — тоже в Москву. Вскоре за ним отправилась и мать с младшими детьми.
17-летний Антон остался в Таганроге у родственников и, кроме учёбы, должен был разбираться ещё и с кучей взрослых дел: по поручению родителей распродавать мебель, договариваться с кредиторами и должниками отца, искать постояльцев в дом. А ещё — зарабатывать себе на жизнь частными уроками. Тогда же он занимался первыми литературными опытами и увлекался театром. Но планы на будущее связывал не с творчеством, а с хлебной профессией врача. И в этом его горячо поддерживал отец:
«Антоша! Когда кончишь учение в Таганрогской гимназии, то непременно поступай на медицинский факультет, на что мы тебя благословляем», — писал ему из Москвы Чехов-старший между наставлениями и списком поручений. Родители постоянно просили своего гимназиста-старшеклассника раздобыть и прислать семье денег.
А вот когда Антон попросил прислать из Москвы чертёжный инструмент и логарифмические таблицы для занятий, ему ответили, что это слишком дорого. Ладно таблицы — старший брат отказался даже переслать свои конспекты по химии, считая, что Антон всё равно ничего в них не поймёт. Как знать — может, если прислал бы, то Чехов-младший смог бы в итоге вытянуть естествоведение, в которое входила и химия, на четвёрку. Впрочем, в университет он и с тройкой поступил.
Зато гораздо лучше, чем с химией, у юного Антона Павловича получалось с предприимчивостью, если судить по тому, что, несмотря на отнюдь не блестящие успехи, он смог сам выхлопотать себе стипендию, которую выдавали лишь лучшим выпускникам.
Читайте также:
- Задолго до ЕГЭ: как сдавали экзамены те, кто поступал в университеты царской России
- Тест: могли бы вы стать студентом университета в Российской империи?
- Былое: Лев Толстой — о бесполезности школьных и университетских экзаменов
- Елизавета Водовозова — о том, как учились и сдавали экзамены в Смольном институте