Образование
#былое

Былое: «Дело преподавателя — следить за развитием мысли»

Как «великий и ужасный» Победоносцев учил университетских преподавателей педагогике.

Изображение: Сергей Левицкий / Wikimedia Commons / Ольга Скворцова / Skillbox Media

«Как приобретается истинное знание? Напрасно думают, будто оно приобретается лишь умственным усвоением фактов, образов, правил и положений: так от одного многоядения человек не становится атлетом: пища может снабдить его жиром, но не сообщит ему ни мускульной, ни нервной силы. Человек станет, пожалуй, ходячим магазином сведений, но это ещё не сообщит ни мысли его — развития, ни характера — его личности. Одно лишь упражнение может превратить пищу в мускулы, и этим же только путём предметы изучения превращаются в действительное знание.

Мы приобретаем действительное познание предмета только тогда, когда проникаем в него анализом, разбирая его по частям и совокупляя их потом. То напряжение ума и памяти, которое мы принуждены делать для того, чтобы передать с точностью и ясностью что прочитано или слышано, — служит лучшим упражнением, приучающим ясно распознавать мысль и ясно выражать её. Мало-помалу студент или слушатель приучается выражать её своим слогом, придавая ей освещение своим соображением. Эта самодеятельность придаёт работе интерес оживляющий и возбуждающий. Умственная способность, сознавая себя на деле, развивается, совершенствуется и углубляется: вместе с тем образуется вкус, руководствующий в выборе чтения, в направлении мысли и в дальнейшей умственной деятельности.

Фото: Левицкий и сын / Public Domain

Дело преподавателя — наблюдать за ходом всех этих работ, руководить ими и следить за способностью, за развитием мысли и умением каждого слушателя. И дело самого преподавателя приобретает тем самым живой интерес и подлинно реальное значение, связывая его умственно и духовно с каждым из молодых людей, состоящих под его руководством. Вот путь, которого миновать нельзя дисциплине преподавания, если оно имеет в виду сообщить юным умам действительное знание».

Источник: Победоносцев К. П. Об университетском преподавании // Московские ведомости. — 1899. — №173.

Контекст

Константин Петрович Победоносцев (1827–1907) был личностью неоднозначной. С одной стороны — выдающийся учёный-правовед, классик российской юриспруденции, до 1865 года профессор юридического факультета Императорского Московского университета, автор трёхтомника по курсу гражданского права, составленного по его лекциям (настольная книга юристов конца XIX — начала ХХ века). С другой стороны — крайне консервативный государственный деятель, убеждённый монархист, считавший демократию и парламентаризм «великой ложью» и сам считавшийся символом крайней реакции в либеральных кругах (за что, кстати, едва не был убит, но чудом избежал пули).

Он был членом Государственного Совета и более 20 лет — советником двух Российских императоров, сначала Александра III и затем Николая II. В 1880 году стал также обер-прокурором, то есть фактически — представителем императора в Святейшем Синоде. Победоносцев оказывал большое влияние на государственную политику в разных сферах, в том числе в народном просвещении. И, конечно, везде старался навязать консервативную идеологию и душить либеральные идеи. Но…

Но как преподаватель, причём потомственный (его отец тоже был профессором Московского университета), он был не столь авторитарен. Наоборот, выступал против тупой зубрёжки и считал главной задачей развитие мышления подопечного. Победоносцев много рассуждал о том, какие методы помогают передаче и истинному освоению знаний. Глубокий интерес к этой теме остался у Константина Петровича, даже когда он был занят государственной деятельностью. У него была своя концепция педагогики.

Приведённая цитата — из статьи, которую Победоносцев выпустил под псевдонимом К. П. (авторство раскрыли только после его смерти).

В этой статье он резко критиковал сложившийся у российских профессоров подход, при котором те ограничивались лишь начитыванием лекций. «Наука пропала, когда в профессорской корпорации угасла живая духовная связь с юношеством и профессор считает себя обязанным только прийти в известный час и прочесть лекцию кучке слушателей, собранных в аудитории», — возмущался Победоносцев.

Он напоминал об опыте лучших, по его мнению, преподавателей сороковых годов XIX века (то есть тех, которые учили его самого в юности): они давали список важной литературы и требовали потом «изложить толково и грамотно сущность прочитанного». По сути, речь о курсовых и рефератах. Также приводил в пример опыт американских профессоров: «По курсу описательной социологии, обязательному для всех факультетов, от каждого студента требуется, чтобы каждый составил план места своей родины, своего жительства или того места, которое он знает основательно. При плане он должен описать: состояние богатых, средних и бедных классов населения с их экономическим, художественным, религиозным, нравственным, юридическим, политическим, семейным основанием и настроением, описать их обычаи, социальные взаимоотношения, промыслы, торговлю, где есть — фабрики и заводы, описать железные дороги и пути сообщения, сделать исторический очерк местности с её населением и т. п.».

Победоносцев вообще считал, что письменная работа должна служить опытом мышления: сначала человек учится излагать изученные факты и понятия, а потом и собственные воззрения. Причём прививать эту привычку следует с детства, ещё ребёнку: «Так воспитывается в нём умение выражать свои мысли и понятия, а где есть умение, там растёт интерес, и рано или поздно приходит само собою знание».

Победоносцев убеждал, что простая передача информации (науки) «без образования методического, без воспитания навыка и умения приводить в порядок мысли и впечатления» не имеет смысла. По этому поводу он, кстати, осуждал ставшие очень модными во второй половине XIX века открытые просветительские лекции: «Нынче независимо от университетов заводятся, по английскому образцу, вольные чтения — для всех классов, и мы по привычке брать всё с чужого образца, заводим кое-где и кое-как так называемые University Extension! Но… там за это дело берутся серьёзные учёные и ведут его систематически… Однако и там дело, развиваясь мало-помалу, совершенствуется; сознаётся, что оно не может быть плодотворно без воспитания мысли, без её руководства. Одни чтения, сами по себе, как бы ни были превосходны, не приносят плода».

Научитесь: Методист образовательных программ Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована